Эмиссары добрались до Парижа
Франция признала, что ведет переговоры с Каддафи, но они безрезультатны
Франция все-таки ведет переговоры с эмиссарами Муамара Каддафи, признался министр иностранных дел Ален Жюппе. Но, поскольку ливийский лидер сложить оружие без условий не готов, бомбежки будут продолжаться. Парламент одобрил продление участия Франции в военной операции НАТО в Ливии.
Глава МИД Франции Ален Жюппе, выступая во вторник в эфире радиостанции France Info, подтвердил, что его страна ведет переговоры с представителями ливийского режима Муамара Каддафи, причем встречи проходят именно на французской территории. Лишь днем ранее внешнеполитическое ведомство объявило, что «прямых переговоров между Францией и режимом Каддафи нет».
«Ливийский режим отправил посланников повсюду — в Турцию, в Нью-Йорк, в Париж, — рассказал Жюпе. — Действительно, есть контакты. Но на сегодняшний день это еще не настоящие переговоры».
По словам министра, прибывающие в Париж эмиссары Каддафи первым делом заявляют: «Ну вот, Каддафи готов уйти. Давайте это обсудим». Но французскому руководству этого недостаточно, продолжил Жюппе. «Вопрос состоит не в том, что Каддафи уходит, а в том, когда и как» он это сделает, заявил Жюппе. А прежде чем предпринимать какие-либо шаги, официальный Триполи должен полностью прекратить огонь, добавил министр. Переговоры, которые имели место не только в Париже, но и в Брюсселе и Тунисе в последние недели, как свидетельствуют источники Reuters, «не достигли особого успеха».
Заявления из Триполи подтверждают эту картину. В интервью французской газете Le Figaro премьер-министр режима Каддафи Багдади аль-Махмуди сказал: «Мы готовы к переговорам. Без условий», — уточнив, что правительственный лагерь «просто хочет, чтобы бомбардировки прекратились и мы могли бы вести переговоры в спокойной атмосфере». Западные союзники считают этот вопрос принципиальным: сначала военные действия против повстанцев должен прекратить режим Каддафи, он же должен дать гарантии, что не начнет новое наступление в случае прекращения натовской операции «Объединенный защитник». Но главным условием остается уход Каддафи.
Необходимость удаления ливийского лидера от власти понимает и другой участник переговоров — посредничающая в них Россия. Москва официально отказывается брать на себя функции переговорщика, возлагая их в первую очередь на Африканский союз.
Во вторник глава МИДа Сергей Лавров заявил: «В будущем Ливии, конечно, нет места для Муамара Каддафи. Он не будет принимать участия в этих переговорах. Сейчас мы уже видим позитивные моменты в том, что Триполи и Бенгази обсуждают конкретные моменты переходного механизма. Мы будем очень рады, если это увенчается успехом».
Лаврова ждут в Турции, которая также выступает в посреднической роли. Анкара пригласила Россию и Китай принять участие в заседании контактной группы по Ливии, которое состоится 14—15 июля в Стамбуле. «Эти две страны также приглашены, но еще не определен уровень их участия. Мы хотели, чтобы в этот раз на переговорах было больше участников. Россия и Китай приглашены как постоянные члены Совета Безопасности ООН», — сказал официальный представитель турецкого МИДа Сельджук Унал. По его словам, участие в заседании примут представители 15 стран, в том числе США, Франция, Великобритания и Италия. Анкара рассчитывает на достижение прогресса по вопросу мирного урегулирования. «Тема Ливии получила серьезное развитие, продолжается поиск политических решений. На заседании будет обсуждаться и предлагаемая Турцией «дорожная карта», — отметил Унал.
Турция, которая является членом НАТО, с момента начала бомбардировок Ливии пыталась выступать в роли посредника в мирных переговорах между властями Ливии и повстанцами. В начале июня премьер-министр Турции Тайип Эрдоган предложил Муамару Каддафи «набор гарантий», если тот согласится покинуть Ливию, однако это предложение осталось без ответа.
Аль-Махмуди, отвечая на вопрос, готов ли Каддафи отойти от дел или, по крайней мере, не участвовать лично в переговорах, использовал ту же риторику, что и сам ливийский лидер, который заявляет, что уйти он никуда не может, так как не занимает никаких постов. «Он никогда не был причастен к решениям исполнительной власти. Он всего лишь лидер, не правительство. В том, что касается переговоров, он сказал, что готов уважать волю ливийского народа», — заявил премьер.
Несмотря на то что переговоры не дают никаких результатов, Вашингтон из-за позиции Франции, жестче всех выступавшей против Каддафи с самого начала кризиса, проявляет заметное беспокойство, о чем «Газета.Ru» уже писала.
Официальный представитель американского госдепа Виктория Нуланд подчеркнула, что посылаемые Каддафи «сигналы противоречивы».
Опасаться возможного выхода Франции из боевых действий американцам не стоит. Во вторник французский парламент одобрил продолжение военной операции в Ливии. В ходе трехчасовых дебатов премьер-министр Франсуа Фийон подтвердил, что союзникам требуется дожать Каддафи.
«Переломный момент еще не достигнут, поэтому именно сейчас надо быть жестким как никогда», — заявил глава правительства. Слова ливийского коллеги дают Фийону основания так говорить. «У нас нет больше самолетов, ВМФ, ПВО, большинство наших танков и сухопутных войск выведены из строя. У нас остались только винтовки, и сейчас мы самые слабые (в конфликте)», — пожаловался Le Figaro аль-Махмуди.
Триполи может быть заинтересован в том, чтобы международное общественное мнение начало относиться к нему снисходительно, но очевидно, что почти четыре месяца конфликта сделали позицию джамахирии более гибкой. По словам Фийона, «политическое решение (конфликта) более чем необходимо, и оно начинает приобретать очертания», но до тех пор, пока этого не произошло, военная операция не должна прекращаться. В поддержку продолжения действий выступили 482 депутата, включая оппозиционных социалистов, против проголосовали только 27 человек, большинство из них коммунисты.
Как отмечает The Wall Street Journal, западным союзникам предпочтительно, чтобы к августу была достигнута какая-либо ясность — на это время в этом году приходится начало священного для мусульман месяца Рамадан. Продолжение бомбежек в этот период чревато ростом религиозного экстремизма. Пока, как заявил Reuters представитель НАТО Майк Брэкен, у альянса нет планов прекратить бомбардировки на время Рамадана: это необходимо «для скорейшего завершения войны», поскольку Каддафи и во время Рамадана «не прекратит убивать своих сограждан», сообщил Брэкен
http://www.gazeta.ru/politics/2011/07/1 ... 4237.shtmlУдачное «вложение» или политический тупик?
Тайный смысл Договора 2001 года
Когда жарким июльским летом 2001 года тогдашний Председатель КНР Цзян Цзэминь в МГУ презентовал на русском языке только что подписанный российско-китайский Договор о дружбе, стратегическом партнерстве и взаимодействии, многие задавали вопрос: кому этот документ нужен больше – уходящему из власти китайскому руководителю или набиравшему силу российскому президенту В.В.Путину? Не скрывается ли за строками сухого официального документа нечто большее, чем декларируемое «партнерство и взаимодействие в XXI веке», например, скрытый «антизападный альянс»?
К слову, китайско-американские отношения образца 2001 г. были гораздо хуже нынешнего «стратегического диалога» КНР – США. Тогда и в помине не было столь лестных сегодня Пекину американских предложений «поделить мир» (идея G-2) и создать новую «Биполярную Систему» и пр. Наоборот, у китайцев еще были свежи воспоминания о бомбардировке ракетами НАТО посольства КНР в Белграде, другие обиды. Термин - «борьба с гегемонизмом» не сходил со страниц ведущих китайских СМИ. Причем в российских и китайских проектах Договора были и более жесткие (антиамериканские) версии. Летом 2001 г. ни в Москве, ни в Пекине не предполагали, что произойдет осенью в Нью Йорке. Возможно, что если бы подписание происходило после 11 сентября, акценты в Договоре были бы иными.
Российская мотивация была очевидна - застраховать в рамках высокого документа полученные в конце 1990-х годов Б.Ельциным от Китая политические дивиденды с учетом смены китайского руководства. Правда, настораживало то, что инициатором договора был все-таки Китай. И многие российские эксперты безуспешно пытались найти «тайный смысл» китайской инициативы. В конечном счете, все свелось к объяснению, что Цзян Цзэминь через Договор хотел бы навсегда остаться в истории российско-китайского партнерства и передать «эстафетную палочку» этого партнерства новому руководителю – Ху Цзиньтао.
С китайской стороны в истории подготовки и подписания было много личного, субъективного. И, прежде всего, сам руководитель - обаятельный Цзян Цзэминь, бросающий на ходу так хорошо знакомые русскому уху фразы типа: «Дела идут – контора пишет» и другие, явно приобретенные им в далекой юности в годы прохождения московской практики на заводе ЗИЛ. Многое выдавало в нем неформального друга России и еще больше друга ушедшего в прошлое СССР…
Где проходит «черта» между равенством и зависимостью? Современные «версии» Договора.
Прошло 10 лет. Изменился Китай, очевидно, что в лучшую для себя сторону. Изменилась Россия. Изменился мир, который стал более непредсказуемым и опасным. Финансовые, природные, техногенные и прочие кризисы и катастрофы периодически встряхивают всех. Актуален ли в этих условиях российско-китайский Договор? Сохранился ли сегодня первоначальный смысл документа?
С точки зрения политической преемственности, плавная передача «эстафетной палочки» прошла успешно. Документ работает и новая связка «Д.Медведев – Ху Цзиньтао» действует достаточно эффективно.
Выполнен и другой «наказ» - закрыт территориальный вопрос.
Поставлена задача увеличить товарооборот с нынешних 60 млрд. долларов до 100 миллиардов в 2015 году и до 200 млрд. долларов к 2020 г.
Пошла первая нефть в Китай по новому трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий Океан (ветка на Дацин).
23 июня с.г. подписано соглашение, по которому стороны будут расширять географические рамки прямой торговли в национальных валютах (рубль – юань), минуя доллар.
Растет интерес российского населения к китайскому языку и культуре, в том числе и при активной помощи 18 китайских институтов Конфуция, открытых от Владивостока до Калининграда.
Китайские руководители говорят о том, что в лице России они приобрели «прочный северный тыл» на долгие времена, а российские называют дружественный Китай «важным политическим активом».
Все это так, но, тем не менее, с каждым годом усиливается ощущение дискомфорта (для России), особенно, когда сравниваешь темпы развития и место российской и китайской экономик в мире. 10 лет назад такого ощущения не было. Часть экспертов говорит о том, что Договор, фиксируя формальное равенство в партнерстве, неофициально укрепляет политическую и экономическую зависимость России от Китая.
В российско-китайском партнерстве происходит накопление старых и формирование новых проблем, список которых явно расширяется. Он охватывает сферу международно-политического взаимодействия, исторических вопросов (трактовки истории русско- и советско-китайских отношений, включая договоры и их «неравноправный» характер), прикладные, коммерческие вопросы (согласование цены на газ, пределы внедрения китайских компаний в российский ТЭК, сокращение военно-технических связей) и многое другое.
Расширение «списка озабоченностей» - процесс, в принципе, объективный. Возможно, что отсутствие противоречий как раз и ведет любое партнерство в тупик и застой. Налицо парадоксальная взаимозависимость - чем глубже партнерство, тем больше проблем. Мировой опыт, кстати, ее подтверждает. Все хорошо знают, как трудно складывались отношения внутри ЕС, как сложно порой развиваются отношения прямых союзников США и Японии и пр. Если спроецировать данный тренд на российско-китайские отношения, задаешься вопросом – где проходит черта, которая отделяет естественные противоречия от реальной угрозы «потопления» этого партнерства.
Возможно, что один из «рубежей» отчасти связан с усиливающейся асимметрией экономического развития России и Китая. Сегодня КНР по совокупному ВВП вышла на второе место в мире, обогнав Японию. РФ в китайском товарообороте занимает 13 место (еще недавно она была на 9 – том). Китай в российском вышел в 2010 г. на первое. Т.е. КНР значительно меньше нуждается в нас, чем мы в ней.
В Китае на фоне растущей энергетики самоутверждения нации и элементов национализма, формируется еще одна чувствительная для партнерства тема – отношение простого народа к России. Несмотря на взаимные усилия руководителей двух стран перевести теплоту отношений с высокого политического уровня на «нижние этажи», общественное сознание китайцев в отношении РФ (особенно молодого поколения) противоречиво и неоднозначно. Например, австралийский политолог и дипломат Бобо Ло характеризует отношение китайцев к России, как «смесь скрытого презрения, остаточного уважения и стратегической осторожности». Утверждение спорное, но доля правды, особенно в части «остаточного уважения», к сожалению есть.
Жесткий Путин или лояльный Медведев. На чьей стороне симпатии китайцев?
Китайцам импонирует жесткое поведение России в отношениях с Западом и очень часто модель поведения бывшего СССР в отношениях с США они пытаются привязать к действиям современной России. Так, большая часть простых китайцев с особой теплотой вспоминает президентство В.Путина, отдавая ему приоритет при сравнении с действующим «более мягким и лояльным», как они говорят, - Д.Медведевым. Им импонирует его «жесткий, агрессивный и напористый стиль», особенно в отношении США. Так, «мюнхенская речь» В.Путина, произнесенная на Международной конференции по политике безопасности 10 февраля 2007 года, была в свое время с восторгом принята китайцами. С этих же позиций в китайском Интернете, но уже критически оцениваются действия России, связанные с голосованием по резолюции 1973 в СБ ООН в отношении Ливии и позиция по Сирии. При этом китайцев абсолютно не смущает, что их официальный представитель голосовал точно так же, как и российский. Но это святое. Значит так надо, говорят китайцы. А вот Россия должна была поднять флаг борьбы против НАТО и США, как это делал СССР.
В китайской мотивации просматривается известная притча про мудрую обезьяну (Китай), наблюдающую с горы за битвой двух тигров. Правда, и обезьяна уже стала сама напоминать молодого хищника, да и тигры уже не те. Один стареющий - США, другой наполовину ослабевший - Россия.
«Сухой остаток». На кого завтра будет работать Договор?
Политически Договор работает сегодня на обе стороны и примерно в равной степени. Но стратегически, на перспективу, ситуация может и измениться. В какую сторону - точного ответа пока нет. Но очевидно, что и Россия, и Китай будут пытаться через сложившийся механизм оптимально встраивать своего партнера в собственную стратегию национальной безопасности и развития. У Китая это пока получается лучше. Как через КНР реализовать российские преимущества и как встроить растущего соседа в российскую стратегию - отдельный вопрос.
В любом случае, Договор 2001 г. был удачной «политической инвестицией» России, поскольку сложившееся партнерство в связи с глобальным ростом Китая автоматически и постоянно поднимается в цене. Это вложение неизбежно будет приносить дивиденды, которые Россия должна использовать. Если же Россия этого делать не станет или сделает неправильно, то не исключен и печальный сценарий, которым пугают некоторые политологи – сценарий превращения России в «сырьевой придаток» Китая.
http://rus.ruvr.ru/2011/07/13/53152218.htmlРазведка США: «У солдат Каддафи кончаются еда и деньги»
Но где находится ливийский лидер, ЦРУ по-прежнему неизвестно
Сергей СЕМУШКИН — 13.07.2011
Спецслужбы США распространили в среду информацию о катастрофическом положении дел в армии Муаммара Каддафи.
По данным разведчиков, у правительственных войск кончается все - боеприпасы, топливо, продовольствие и деньги.
Как уверяют представители ЦРУ, оппозиция за последнюю неделю смогла захватить важнейшие коммуникационные объекты, а также перерезать нефтепровод близ города Эз-Завия, снабжающий топливом столицу Ливии.
Отсюда они делают вывод, что уже в этом месяце транспорт правительственных войск нечем будет заправлять. Кроме того, как свидетельствуют те же источники, Каддафи нечем расплачиваться со своими солдатами, что, по их мнению, неизбежно приведет к массовому дезертирству из армии. К сонму проблем аналитики ЦРУ добавили нехватку еды, а также ограниченное число боеприпасов.
Любопытно, что разведчики, «зная» обо всех этих проблемах, признались, что им по-прежнему неизвестно точное местонахождение лидера Ливии. Впрочем, по мнению ряда экспертов, такого рода «новости», распространенные ЦРУ, в большинстве случаев не имеют ничего общего с реальностью, а главная цель этих сообщений - убедить общественность в том, что операция проходит успешно, в рамках поставленных задач.
http://pskov.kp.ru/daily/25718/2711165/Франция установила "контакты" об уходе Каддафи, но переговоров пока нет
("Le Parisien", Франция)
Во вторник министр иностранных дел Франции Ален Жюппе заявил о том, что дипломатам удалось установить «контакты» с ливийским режимом для обсуждения перспективы ухода Муаммара Каддафи. Тем не менее, настоящие переговоры до сих пор так и не были начаты.
«Ливийский режим отправляет своих эмиссаров повсюду: в Турцию, Нью-Йорк, Париж», - сообщил Ален Жюппе по радио France Info.
«У нас действительно существуют контакты, однако настоящих переговоров в настоящий момент не ведется», - продолжил он.
«К нам прибывают эмиссары, которые говорят: да, Каддафи готов уйти, давайте это обсудим», - добавил он.
Франция, как один из инициаторов военного вмешательства НАТО против режима Каддафи, полагает, что «условия для прекращения огня не выполнены».
По мнению Алена Жюппе, прекращение бомбардировок возможно лишь при условии «отвода войск в казармы, контроля со стороны ООН и официального заявления Каддафи об отказе от политической и военной власти».
Как сообщил в понедельник Le Figaro, премьер-министр Ливии Багдади аль-Махмуди дал понять, что вероятные переговоры между властью и мятежниками, а также задействованными в кампании странами НАТО, могут состояться и без участия Муаммара Каддафи.
«Вождь не будет вмешиваться в эти переговоры. Все должно быть свободным», - заявил премьер-министр страны в интервью французской газете.
Накануне сын ливийского лидера Сейф аль-Ислам также говорил о том, что режим Триполи ведет настоящие переговоры с Францией, а не повстанцами. «В действительности мы ведем настоящие переговоры с Францией, а не мятежниками», - сообщил Сейф аль-Ислам алжирскому изданию «Эль Хабар».
http://www.inosmi.ru/world/20110713/171971037.html«Ливия – это тест на подлинность намерений европейцев»
("Le Figaro", Франция)
Министр обороны Франции Жерар Лонге утверждает, что сбрасывание оружия с воздуха ливийским повстанцам было законным, и рассказывает об уроках этого конфликта, исключая при этом возможность подобного вмешательства в дела Сирии
LE FIGARO . – Перед Францией стояла цель добиться серьезных военных результатов в борьбе с силами Каддафи к 14 июля. На каком сейчас этапе операция союзников в Ливии?
Жерар Лонге: Задача резолюции ООН 1973 четко определена: защита гражданского населения. Что предполагает прекращение любых видов авианалетов. Мы добились этого в регионах Киренаика и Джебель Нефусса, а также зоне вокруг Мисураты, то есть в тех трех регионах, где сформировавшиеся оппозиционные силы столкнулись с использованием военной силы со стороны Каддафи. С этого момента наш план действий состоит в том, чтобы дать ливийцам возможность самим определить свое новое политическое устройство. И мы постоянно добиваемся успехов на этом направлении: сейчас мы уже перешли от спонтанной, неорганизованной и разобщенной оппозиции к Национальному переходному совету (НПС), который представляет собой федерацию политических сил, признанную уже более чем двадцатью странами.
Мы наблюдаем две тенденции в лагере Каддафи: его власть рассыпается, как луковая шелуха, а в официальных речах уже признается тот факт, что перемены неизбежны. События могут развиваться очень быстро, опережая все сроки, но это не является абсолютным приоритетом союзных сил. Если они будут руководствоваться жесткими рамками сроков, это может лишь укрепить позиции Каддафи. Франция выступает за политическое разрешение конфликта в Ливии, однако любое решение проблемы предполагает отход Каддафи от власти и его отказ играть какую бы то ни было политическую роль. Наша позиция абсолютно однозначна.
Эта война стоит примерно один миллион евро в день: сколько еще она может продолжаться, хватит ли терпения у общественного мнения и не закончатся ли средства у армии?
Нет, средства не закончатся. Эта операция находится под контролем и абсолютно посильна для вооруженных сил коалиции и их промышленных партнеров.
Однако необходимо пояснить, что отсутствие возможности защитить гражданское население и предложить им правовое государство на берегах Средиземного моря, этого общеевропейского моря, означало бы отказ от статуса крупной державы, имеющий политический вес в нашем непосредственном окружении.
Естественно, что для выполнения этой задачи необходимы значительные финансовые усилия, но это вопрос доверия к 450 млн. европейцев. Мы, французы, находимся в авангарде этой операции. На самом деле, Ливия – это тест на проверку решимости европейцев выстраивать мирное пространство в своем ближайшем окружении. Было бы крайне опасно показать, что в непосредственной близости от Европы возможно неограниченное использование силы без какой-либо реакции с ее стороны.
Франция сбрасывала оружие ливийским повстанцам: как проходила эта операция?
Жители Ливии, которые находились в полной изоляции в регионе Джебель Нефусса, подали сигнал тревоги. Только французские силы были в состоянии осуществлять полеты в этом регионе. Мы приняли решение сделать это, проинформировав наших партнеров, при полном соблюдении резолюций Совета безопасности ООН.
Значит, для Вас дискуссия о законности этой инициативы закрыта?
Да, совершенно верно. Мы считаем, что эта акция по защите населения региона Джебель Нефусса, в которой сейчас уже нет необходимости, полностью соответствовала резолюции 1973. Можно сколько угодно заниматься пустыми дискуссиями по поводу юридических тонкостей, но что бы подумала европейская общественность, если бы мы бросили на произвол судьбы людей, которые сами добились свободы и которых мы к этой свободе призывали? Я думаю, что она отреагировала бы очень жестко, и это было бы справедливо. Допустить еще одну Сребреницу – это было бы слишком.
Могут ли повториться такие акции по сбрасыванию оружия в будущем?
Нет. Эти поставки оружия были реакцией на чрезвычайную ситуацию, которая более не существует.
В курсе ли Вы каких-либо попыток Каддафи закупить оружие, несмотря на эмбарго?
Трудно представить, что он не пытался бы найти способ приобрести оружие, и так же трудно представить, что торговцы оружием не пытаются найти пути поставок для Каддафи...
В связи с конфликтом в Ливии встал вопрос, почему во Франции только один авианосец: нужен ли нам второй?
Ситуация в Ливии показала, что если у нас есть авианосец и он боеспособен – это хорошо. Еще лучше было бы иметь два, но это не обязательно. Можно осуществлять вылеты с баз на Крите или в Италии. Вопрос о строительстве еще одного авианосца будет обсуждаться в ходе ревизии оборонной концепции в 2012 году.
Какие уроки можно, по Вашему мнению, извлечь из французско-британского сотрудничества по Ливии?
У англичан и французов одновременно и спонтанно возникло политическое понимание того, что в случае каких-либо беспорядков в нашем мире необходимо брать на себя определенную ответственность. Весьма полезно было также сравнить наше военное оборудование, хотя пока еще рано говорить о полноценном обмене опытом. Англичане могут рассчитывать на то, что французы являются надежными союзниками, а наши вооружения позволяют проводить полноценные и эффективные операции. Верно и обратное, хотя в некоторых ситуациях мы сделали разный выбор и не жалеем об этом. Например, выбор поливалентного истребителя типа «Rafale», который может проводить разведывательные действия, вести воздушный бой и бомбежку наземных укреплений, оказался совершенно точным. То же самое я могу сказать и о вертолетоносце «Tonnerre», который является крайне важным вспомогательным средством в непосредственной близости от зоны конфликта.
Ситуация в Сирии во многом напоминает ливийскую. В то время, как Париж пытается добиться принятия резолюции ООН, осуждающей подавление выступлений протеста, французское посольство в Дамаске подверглось в понедельник нападению сторонников президента Башара Асада. Возможно ли западное военное вмешательство в этой ситуации, или оно полностью исключено?
Положение в Сирии совершенно нельзя сравнивать с ситуацией в Ливии. В первую очередь потому, что существует политическая блокировка принятия резолюции в ООН со стороны России, Китая и других стран…
Разве это не играет нам на руку?
Это не значит, что нас устраивает такая ситуация, но по крайней мере мы определили тех, кто блокирует принятие резолюции. Мы предлагаем принять резолюцию с осуждением репрессивных мер и призывом к сирийскому режиму уважать чаяния своего народа, который призывает к реформам. Совет безопасности не может молчать.
На месте же сама организация протестных движений существенно затрудняет любой вид военного вмешательства. Воздушные налеты в Сирии не помогут. Расстановка сил совершенно иная, чем в Ливии.
Франция только что объявила о постепенном выводе своих войск из Афганистана, всего через несколько часов после того, как это сделали США, поэтому создалось впечатления, что сроки вывода наших войск четко привязаны к американским. Это осознанный шаг?
Да, полностью осознанный. Мы направили свои войска в Афганистан из солидарности с США сразу после терактов 11 сентября. Мы не возглавляем коалицию и должны координировать свои действия с коллективными передвижениями. Мы вошли в Афганистан с этой коалицией, с ней и уйдем. С того момента, как мы получим жизнеспособную афганскую армию и достаточный уровень безопасности на доверенных нам территориях, в частности, в регионе Суроби, у нас будут все условия для того, чтобы приступить к передаче ответственности.
А если вдруг опять что-то случится уже после вывода войск из Суроби, мы сможем туда вернуться?
Повторю, что операция в Афганистане – коллективная. Войсками командует не только Франция, а целая коалиция, которая весьма зависима от отношений между Афганистаном и Пакистаном. Один из ключей к этой ситуации – сама природа отношений США с Пакистаном, как это показало уничтожение Бен Ладена. Но мы не контролируем этот ключевой момент. В отличие от Ливии, где у нас есть поле для маневра, в Афганистане мы являемся союзниками, членами коалиции, у которой на сегодняшний день есть четкая цель: полная передача ответственности местной армии в 2014 году.
Что касается двух французских заложников, какой момент был решающим для их освобождения?
С самого дня их захвата компетентные службы постоянно отслеживали ситуацию, используя значительные кадровые ресурсы в Париже. Прошло не 547 дней ожидания чего-то неизвестного, а 547 дней переговоров, в которых затишье сменялось надеждой и наоборот.
Подтверждаете ли Вы вывод контингента «Ястреб» из Чада?
В рамках своей оборонной концепции Франция начала пересмотр всех своих соглашений по военному сотрудничеству. У нас существует два постоянных опорных пункта в Африке – в Джибути и Либревилле. Дакар станет центром координации сотрудничества, который будет заниматься выполнением восьми таких соглашений, пять из которых уже были обновлены, а еще по трем будут вестись переговоры. В рамках этих соглашений в Чаде сохраняется французское военное присутствие с целью обучения местных военных. Однако сохранение контингента «Ястреб» в долгосрочном периоде не рассматривается.
Будет ли также сокращаться французское военное присутствие в Кот-д’Ивуаре?
Именно об этом заявил Николя Саркози в ходе своего визита в Абиджан. Мы собираемся сохранить этот опорный плацдарм в действии для того, чтобы обеспечить защиту французских граждан. Ситуация в стране стабилизировалась, и сами жители Кот-д’Ивуара просят нас остаться. База в Порт-Буэ технически находится в хорошем состоянии, и мы совместно с правительством Кот-д’Ивуара намерены выделить средства на ее поддержание в состоянии «возможного использования».
Недавно в Генеральном штабе велись напряженные дискуссии и споры о соответствии финансовых возможностей Франции ее международным амбициям. Считаете ли вы, что армия должна оставаться «Великой немой»?
Во-первых, можно ли вообще назвать армию «Великой немой»? Ее голос может быть услышан благодаря министру, а также депутатам и сенаторам, входящим в комитеты по международным делам и по обороне. Эти парламентарии обладают свободой слова, которой нет у военных. Армия – это не автономная система, это армия государства. Ее интересы выражают исполнительная и законодательная власти, которые разрабатывают ее стратегию, принимают бюджет и выделяют ей средства. Армия не определяет свои задачи самостоятельно.
Во внутреннем плане в дискуссиях по стратегии участвуют руководители и главы генеральных штабов. От них требуется только одно – быть выразителями политики, которую они проводят. Если они считают, что это неправильная политика, у них есть выбор. Либо им удается убедить власти в необходимости внесения изменений. Либо они считают, что их все равно не слышат, и тогда это их личный выбор. Но в этом случае должна возобладать обязанность быть сдержанным в своих суждениях.
Каковы особенности парада 14 июля 2011 года?
В этом году мы чествуем заморские департаменты и территории. И я также хотел бы подчеркнуть общественную роль офицера, - это понятие, которое было дорого маршалу Лиотэ (Lyautey). Каждый год мы набираем 20 000 новобранцев, принимаем еще 13 000 человек на военную подготовку и увольняем по возрасту 20 000 человек. Нам также готовы помочь еще 40 000 резервистов. Таким образом, армия поддерживает весьма тесные связи с французским обществом.
http://rus.ruvr.ru/2011/07/12/53117507.html