Вече

Межрегиональная Общественная Организация

Главная

На форум

Об организации

Акции


Текущее время: Чт, 28 мар 2024, 23:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Социальная гармония
СообщениеДобавлено: Ср, 14 сен 2011, 11:35 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"

Зарегистрирован: Пт, 28 авг 2009, 02:01
Сообщения: 1701
Вопросы социальной гармонии волнуют умы человечества с древнейших времен, и представление о социальной гармонии складывается уже в древнегреческой философии. Гармония[1] – соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии – организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.
Конкретного определения социальной гармонии как философской категории пока не дано, она считается «интуитивно понятной». Однако, в современном мире, при нестабильной геополитической ситуации, вопрос социальной гармонии требует специального рассмотрения. В данной статье предпринята попытка дать определение понятию социальной гармонии и рассмотреть наиболее существенные примеры её проявления.
При рассмотрении общества под гармонией чаще всего подразумевается отсутствие в обществе конфликтов. Однако отсутствие конфликтов ведет к застою и регрессу. В конфликте, несомненно, есть и позитивное начало, которое состоит, как отмечает А.В. Лукьянов в «…посягании человеком иного… В данном стремлении к неповторимому обновлению, к выходу за пределы природы, в сфере культуры проявляется позитивная сущность конфликта»[2]. Поэтому гармония в обществе – это скорее не отсутствие конфликтов, а грамотное их развитие и разрешение. Иными словами, социальная гармония – форма взаимоотношений между социальными группами, классами, имеющими различные интересы, которые способствуют целостности социального организма, стабильности его бытия и развития. Также социальная гармония – это форма разрешения противоречий, тем не менее, не снимающая их окончательно. Социальная гармония отнюдь не исключает классовых выступлений, демонстраций и т.п., однако исключительно в рамках закона. Социальная гармония в равной степени затрагивает все сферы общественной жизни, так что было бы неоправданным относить её исключительно к социальной сфере.
В экономической сфере социальная гармония предполагает следующие проявления:
1) справедливое распределение материальных благ;
2) продуманная и сбалансированная социальная политика;
3) объективной основой эволюции конкурентных форм является развитие производительности труда.
«Справедливость — это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина — первая добродетель систем мысли», пишет американский философ Джон Роулз в работе «Теория справедливости»[3]. Роулз выделяет два принципа справедливости: первый принцип заключается в том, что каждый человек, принимающий участие в деятельности той или иной общественной практики, или находящийся под ее воздействием, имеет равное право на наиболее обширную свободу, совместимую с аналогичной свободой для всех. Второй принцип – принцип различия – допускает неравенство, но только при условии, что оно является выгодным для всех и, что должности и общественное положение с которым оно связано, доступны для всех. Далее Роулз сделал попытку построить особого рода концепцию, которая утверждала бы, что люди стремятся к счастью, но не отождествляла бы счастье с некоторой суммой материальных благ, выпадающих на долю большинства членов общества. По мысли Роулза, его концепция должна обеспечить конструктивный подход к обоснованию моральных принципов, совпадающих с нашими моральными убеждениями, придающий независимый логический статус понятию права и опирающийся на фундаментальную доктрину о неприкосновенности и достоинстве моральной личности. В становлении роулзовской концепции можно выделить три различные модели, характерные для разных стадий ее развития[4]. На первом этапе Роулз рассматривает справедливость на микроэкономическом уровне. По его мнению, фундаментальным для справедливости является понятие честности — идея, основывающаяся, на принципе взаимного ограничения свободы, сформулированном известным теоретиком права и философом Хартом[5]. В отличие от Бентама, который утверждал, что от благосостояния всего общества зависит благосостояние каждого из его членов и что только максимизируя благосостояние всего общества можно улучшить благосостояние каждого в отдельности, Роулз предлагает иной способ распределения материальных благ. При этом на первый план выходит положение, занимаемое каждым в отдельности, ведь только улучшив положение каждого конкретного члена общества, можно максимизировать благосостояние общества в целом. Так Роулз пытается обосновать тот факт, что, делая выбор между практикой, характеризующейся равным распределением прибыли, и практикой, предусматривающей неравное распределение тех самых благ, рационально отдать предпочтение именно последней, но только при условии, что неравное распределение способствует улучшению материального положения каждогоигрока по сравнению с его положением в рамках практики равного распределения. Во второй модели Роулз посредством «завесы неведения»[6]намеревается исключить то, что он и другие моральные философы считают социально несправедливым — случайное наделение индивидов талантами, которые могут оказаться экономически выгодными.
Экономическое проявление социальной гармонии получает свое развитие в области политики.
В политической сфере социальная гармония выступает как форма развития диалектического противоречия «общество-индивид». Данное противоречие в его конкретно-исторических формах получает свое разрешение в одном из следующих основных «образов общественной жизни», по выражению Т.М. Махаматова, и формах и принципах организации общественного порядка: либерализм (анархизм), тоталитаризм и демократия[7].
1. Либерализм. Представления о социальной гармонии в рамках либеральной теории связаны с основной ценностью и целью либерализма – реализацией свободы личности. Другие ценности – демократия, правозаконность, нравственность и т.д. - представляют собой только средства для достижения этой свободы. Основной метод либерализма - это не столько творчество и создание нового, сколько устранение всего, что грозит индивидуальной свободе или мешает ее развитию. «...Убежденная в том, что она должна начать свой путь с самоочевидных истин, современная философия не смогла найти ничего более основательного и бесспорного, чем природа человеческой личности, - пишет Дж. Х. Сэбин, отождествляющий философию либерализма с современной социальной философией вообще. - Человеческое существо со всеми его интересами, предприимчивостью, стремлением к счастью и совершенствованию, наконец – с его разумом, который является условием успешной реализации всех его способностей, представляется основой для учреждения стабильного общества. Традиционные различия в общественном положении уже начали проявлять свою несостоятельность. Не человек как священник или солдат, как член какой-то гильдии или сословия, но человек как просто мыслящее существо, «неподвластный человек», оказывается самодостаточной реальностью»[8]. Анархизм – крайнее проявление либерализма – это когда индивидуалистические, частно-групповые начала преобладают над общественными началами[9].
2. Тоталитаризм. Тоталитарный образ жизни – это преобладание таких общественных начал, как целостность социального организма и стабильность его бытия над индивидуальными, личностными[10].Такое общество ограничивает семью, способную уводить человека от служения глобальной цели, которая и выступает моделью социальной гармонии. Оно вводит единую идеологию, обосновывающую принятую цель и оправдывающую те жертвы, которые приносятся ради нее. Оно настаивает на единообразии взглядов своих индивидов и резко ограничивает критику в адрес цели и поддерживающей ее идеологии. Оно прибегает к насилию в отношении инакомыслящих и несогласных, отождествляет общество с государством и придает последнему неограниченную власть и т.д. «Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации. Массы держит вместе не сознание общих интересов, и у них нет той отчетливой классовой структурированности, которая выражается в определенных, ограниченных и достижимых целях. Термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых в силу либо просто их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе, — в политические партии, или органы местного самоуправления, или различные профессиональные организации и тред-юнионы. Потенциально «массы» существуют в каждой стране, образуя большинство из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединяются ни к какой партии и едва ли вообще ходят голосовать», - пишет Х. Арендт[11].
3. Демократия. В демократической форме государственности происходит гармоничное разрешение противоречий общества, все принципы организации общественной жизни и институты государства проявляются и действуют во всей полноте, последовательности, во благо общества и его развития[12]. Демократический образ жизни – это диалектическое единство таких индивидуалистических начал, как признание ценности личности члена сообщества и ее свободы, частная собственность, публичное проявление личных взглядов, равноправие в общественной жизни, публичное поощрение героических деяний личности с общественными началами социального организма[13].Демократия и ее развитие обуславливаются этими имманентными противоречиями бытия общества. Об этом пишут многие отечественные специалисты философии политики, в частности Т. А. Алексеева, Г. Дилингенский, Т.М. Махаматов, И.К. Пантин, А. М. Салмин и другие. Например, Т.А. Алексеева описывает ситуацию следующим образом: «Демократия стремится расширить свободу и закрыть дорогу тирании, поддерживая выбор народа. В то же время свобода индивида требует свободного общества, которое, в свою очередь, невозможно без широко одобряемых социальных целей и ценностей, включая сущностно важные представления о справедливости и благе. Таким образом, неизбежно возникает напряжение между популистским демосом и эффективно управляемой республикой, волей и желанием отдельных индивидов и прерогативами сообщества. Такое напряжение естественно и закономерно, более того, именно оно лежит в основе процесса развития демократии»[14].
Проблема связи демократии, а также ее развития с социальными противоречиями также рассматривается в трудах таких западных исследователей, как У. Коннолли, Дж. Данн, А. Турен и других. Согласно Уильяму Коннолли, и индивидуалисты, и коммунитаристы разочарованы в демократии, потому что «десократическая теория и практика связаны с двусмысленностью «одновременной дифференциации и гармонизации» личности и общества. Подобное разочарование, по мнению У. Коннолли, проистекает из убежденности обеих сторон в том, что «эта двусмысленность должна получить решение, а не признание и выражение в институциональной жизни»[15]. Коннолли указывает на обусловленность демократии противоречиями между индивидуальными и общественными началами, но решения этих противоречий в демократии не видит.
Аналогичны взгляды Джона Данна и Алена Турена. Как считает А. Турен, демократия неизбежно связана с попыткой соединить явно противоречивые потребности: правление закона с представительством особых интересов – «гарантирование уважения к человеческой свободе» и в то же время «организация общества в соответствии с представлениями большинства о справедливости»[16].
Таким образом, демократический образ жизни, рождаясь как форма гармоничного разрешения противоречия индивидуалистического и общественного начал исторического бытия общества, перерастая в политическую форму своего осуществления, может породить ряд имманентных негативных противоречий. Диалектика этих фундаментальных противоречий такова, что изменения одной из сторон направлены против изменений другой стороны. Развитие индивидуалистических начал в обществе в своей крайней степени может значительно ослабить позиции общественных институтов, породить нестабильность и даже поставить под вопрос само существование организации. Аналогичным образом чрезмерный контроль коллектива за развитием личности, ущемление индивидуальности и свободы развития индивида приводит к затруднению функционирования системы и даже прекращению её развития. Социальный организм включает в себя самые разные (экономические, религиозные, политические и иные) общественно-исторические отношения и интересы индивидов и социальных групп, которые не в силах естественным путем достигать гармонии. Если же гармония воплощается на какой-то период времени, то он весьма недолог.
Противоречия социального организма и их обострения неизбежны, и в зависимости от усиления той или иной противоположности получают разрешение в форме тоталитаризма или анархизма, которые Т.М. Махаматов называет «отрицательными формами» разрешения противоречий, так как в одном случае стабильность перерастает в стагнацию, а во втором – общество может потерять единство и оказаться в хаосе. «Как свидетельствует история демократии, она в своих различных социально-исторических формах была и пока остается единственным прогрессивным способом разрешения противоречий исторического бытия общества»[17].
В духовной сфере социальная гармония проявляется, прежде всего, во взаимосвязанных между собой мировоззренческих установках человеческой личности, таких, как толерантность, взаимоуважение, правовое сознание и других.
Толерантность– стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений, или иными словами – допущение, признание и уважение различия. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Толерантное сознание – продукт исторического развития общества, следствие сосуществования различных культур и локальных человеческих сообществ, расширения и углубления их взаимосвязей. Большинство современных наций в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой – условием его дальнейшего развития. «Кто добровольно признает плюрализм, тот обладает толерантностью»[18], - пишет О. Хёффе.
В противовес сложившемуся мнению о том, что толерантность равна терпимости, толерантность следует понимать как следствие взаимоуважения, потому что в противном случае постоянная терпимость к инакомыслию, воспринимаемому как зло, неизбежно ведет к нарастанию социальной напряженности, и, в конечном счете – социальному конфликту.
В социальной сфере социальная гармония также предстает как итог развития демократических начал, таких как равенство, гуманизм, право, свобода личности, гражданское общество и других, ставших объективно-историческими основаниями социальной гармонии. Говоря по существу, социальная гармония есть результат развития демократии как образа жизни.

М.М. Минигалин
Член МОО "ВЕЧЕ", Аспирант кафедры философии
Финансового университета при Правительстве РФ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Социальная гармония
СообщениеДобавлено: Ср, 14 сен 2011, 22:38 
Не в сети
Член МОО "ВЕЧЕ"

Зарегистрирован: Пт, 28 авг 2009, 02:01
Сообщения: 1701
Жду мнений, советов, критики :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron



Rambler's Top100
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB