Цитата:
- Нужен ли, на ваш взгляд, единый учебник истории для школ? И если да, то на какой идеологии, по-вашему, он должен базироваться?
Считаю, что нужен. Если уж экзамен "Единый", то учебник должен быть таковым тем более. При этом считаю, что на какой-то одной идеологии он базироваться не должен. В учебнике должен быть логично изложен фактологический материал. В разделах, затрагивающих дискуссионные вопросы значимого идеологического характера, вполне могут быть представлены оценки и мнения, отражающие точки зрения различных идеологий. Например, никого не удивляет, что на отмену крепостного права в России консерваторы, либералы и революционные демократы отреагировали по-разному. В подобном же ключе можно освещать и более современные проблемы, заодно знакомя учащихся с имеющимися в обществе взглядами и позициями.
Цитата:
- Как вы думаете, возможно ли без четко обозначенной государственной идеологии сохранить страну и однородность российского общества? Или же их сохранять не надо – пусть разделение и распад идут «естественным» путём?
Понятие государственной идеологии на сегодняшний день существует в РФ только в качестве никак не оформленной идеи. Фактически государственная идеология пока что отсутствует. А вот страна тем не менее как-то сохраняется, слава Богу. Что же касается "однородности общества", то это фантазия, обсуждать которую считаю делом абсолютно бессмысленным. Вторую часть данного вопроса вообще считаю провокационной: то, что "разделение и распад" являются "естественным путем", - посылка, которая не может считаться однозначно верной ( а у меня вообще вызывает очень большие сомнения). А если это вдруг с какого-то перепуга действительно "естественный путь" (т.е., видимо, закономерный), то никакая идеология не поможет.
Цитата:
- Не получится ли, что после согласования со всеми «заинтересованными сторонами, получится «неживой», беззубый учебник, который не будет воспитывать патриотизм и прививать гордость за свою страну и ее историю??
Не получится, если:
1). Привлечь к обработке подготовленного историками и методистами материала хороших литераторов (особенно при работе над учебниками для младшей и средней школы).
2). Не слишком плоско и в лоб подходить к пониманию слова "патриотизм". Учащиеся (и не только) должны осознавать, что в истории любой нации ( в широком смысле) бывают подъемы и спады, что политические события и, тем более, политических деятелей нельзя оценивать однозначно, что великие достижения, как правило, требуют великих жертв. А Родину ( как и детей) мы любим не за то, что она "лучше других", а за то, что она - наша .
Цитата:
- Должны ли государство и общество воспитывать тех граждан, в которых оно нуждается – которые обеспечат сохранность страны и воспроизводство культурной традиции, на четких идеологических принципах, которые разделяет большинство население? Или же государство и общество вообще не должно вмешиваться в мировоззрение маленьких граждан?
"Невмешательство" государства и общества в формирование мировоззрения детей невозможно в принципе: влияние активной среды ещё никто не отменял. Сохранение культурных традиций ( и высокое качество образования как их важнейший элемент) и привлечение к ним внимания и участия подрастающего поколения - дело первоочередной важности как для государства, так и для общества в целом и семьи в частности.
Что же касается "четких идеологических принципов, которые разделяет большинство населения" - см. ответ на вопрос №2.