Резолюция
Круглого стола на тему: «Проблемы и конфликты в столичных учреждениях культуры: случайность или ошибки Департамента культуры города Москвы?»
22 мая 2013 года Московская городская Дума
22 мая 2013 года фракция КПРФ в Московской городской Думе провела Круглый стол по проблемам культуры в городе Москве.
В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, Московской городской Думы, муниципальных собраний, художественные руководители театров, музейные работники, артисты, театральные критики, представители профсоюзов творческих работников и общественных организаций, инициативных групп.
Не прибыли на заседание Круглого стола приглашенные представители Министерства культуры РФ, Мэра Москвы, Департамента культуры города Москвы, Департамента образования города Москвы, Общественной палаты РФ, Контрольно-счетной палаты Москвы.
Основная цель мероприятия - проанализировать эффективность работы Правительства Москвы в сфере культуры в современных условиях, а также изучить природу конфликтов в реформируемых учреждениях культуры.
В настоящее время в Москве осуществляют свою деятельность 1361 организация культуры различной ведомственной принадлежности и формы собственности. В том числе государственных - 1085, негосударственных-276. Около 910 государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, составляют 89% от общего количества государственных учреждений культуры.
Сеть объектов культуры Правительства Москвы включает в себя 88 театров, 26 концертных организаций и коллективов, 60 музеев, 27 выставочных залов, 440 публичных библиотек, 93 учреждения культуры клубного типа, 21 кинотеатр.
Количество работающих в отрасли - 53 тыс. чел, среднемесячная зарплата в 2010 году - 29,4 тыс. руб. (2013 г. - 39,5 тыс. руб.).
Работа Правительства Москвы в сфере культурной деятельности осуществляется посредством Государственной Программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2016 гг.», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 г. № 431-ПП (далее Программа).
Расходы на культуру в Москве (тыс. руб):
Таблица 1
Программа, подпрограммы\ годы 2013 год 2014 год 2015 год
ГП «Культура», всего 37 194 554 37 175 989,9 37 014 747,7
% ГП к общему объему расходов бюджета за год, в т.ч. на подпрограммы 2,3 2,1 1,9
А. Музеи 8 599 921,7
Б. Театры 12 100 749
В. Библиотеки 3 797 156
Г. Выставочные залы 194 841,5
Д. Концертные организации и колл-вы 1 965 791,8
Е. КЦ, ДК, клубы и учр. кинофикации 6 206 184,4
Ж. Госохрана,сохр-ние, испол-ние ОКН 3 478 720,9
З. Развитие межрегиональных и международных культурных связей 721 941,2
И. Развитие кадрового потенциала 189 650,6
К. Научно-методическое, правовое обеспечение реализации программы 102 923,8
Из представленной таблицы видно, что бюджетные расходы на культуру ежегодно сокращаются в процентном отношении от общего объема средств городского бюджета. Следует также отметить, что столичные расходы на культуру по финансированию составляют треть объемов, выделяемых федеральным бюджетом на культуру в стране.
Практическое применение ФЗ № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в значительной мере осложнило развитие театральной деятельности, нацелило учреждения культуры на извлечение прибыли в ущерб своей творческой, культурной и просветительской деятельности.
Особую тревогу вызывает намерение федеральных регуляторов в культуре реформировать систему трудовых отношений без улучшения социальной защиты творческих работников, особенно тех, кто отдал искусству лучшие годы своей жизни. В рамках принятой Министерством Культуры РФ концепции планируется осуществлять конкурсную аттестацию творческих работников. Принципы такой аттестации изложены в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений». Законопроектом предлагается дополнить Трудовой Кодекс Российской Федерации статьей 351.2, предусматривающей обязательную процедуру конкурсного отбора творческих работников для заключения трудового договора на
неопределенный срок. Предусмотрено, что раз в пять лет объявляется конкурс на замещение должности, занимаемой творческим работником по трудовому договору на неопреденный срок. Участвовать в нем может работник, занимающий эту должность, так и другие претенденты. Если творческий работник, замещающий должность по трудовому договору на неопределенный срок, не избран по конкурсу или отказался в нем участвовать, это является основанием для прекращения с ним трудового договора. Принятие данных изменений фактически означает переход на заключение срочных трудовых договоров с работниками культуры, что противоречит ст. 58 ТК РФ и нарушает стабильность трудовых отношений. Получается, что творческие работники фактически лишаются права на заключение трудового договора на неопределенный срок, вследствие чего происходит дискриминация данной категории работников по профессиональному признаку, что является нарушением Конституции РФ, международных правовых актов и ТК РФ.
Руководство Департамента культуры города Москвы беспрекословно поддерживает переход на новые формы хозяйствования учреждений культуры и новеллы по введению срочных трудовых договоров с творческими работниками, стремится их реализовать на практике, даже не дожидаясь принятия поправок в ТК РФ.
Вместе с тем, следует отметить, что предложение к переходу на новые организационно-правовые формы учреждений в социальной сфере были сделаны федеральным законодателем еще в 2006 году с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях». Ни одно федеральное и городское учреждение культуры в Москве в 2006-2010 гг. не отказалось от государственной формы управления и не перешло в «автономку».
С 2011 года Департамент Культуры города Москвы (далее Департамент) возглавил 36-летний руководитель С.А. Капков (в 1998 году окончил Волго-Вятскую академию государственной службы, факультет «государственное и муниципальное управление»; с 1998 по 2001 год продолжал обучение в аспирантуре; с 2001 года по 2003 год работал заместителем губернатора Чукотского автономного округа по социальным вопросам; с 2003-по март 2011 года - депутат ГД РФ IV и V созывов; с марта по август 2011 года - директор ГУК города Москвы «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького»; в августе 2011 года назначен заместителем руководителя Департамента культуры города Москвы, в сентябре 2011 года назначен руководителем Департамента культуры города Москвы; с 2004 года является председателем правления фонда «Национальная академия футбола»; с 2006 года является вице-президентом Российского футбольного союза.)
В декабре 2011 года заместителем руководителя Департамента (театральное направление) была назначена Шерменева Е.Б., окончившая продюсерский факультет ГИТИС. Работала в МХТ имени А.П. Чехова,
театре имени К.С.Станиславского, театре п/р О. Табакова, Театрально-
культурном Центре им. Вс.Мейерхольда. Участвовала в работе над несколькими независимыми театральными проектами. Прошла стажировку по программе British Council для менеджеров в сфере культуры и искусства в Манчестере, Великобритания. Является директором Фестиваля NET (Новый Европейский Театр), директором Культурного фонда "Территория", продюсером проекта "Полнолуние").
С 2012 года учреждения культуры города Москвы (за исключением парков, которые переведены на «автономию») работают в форме нового типа бюджетных учреждений (ГБУК), предусматривающей получение бюджетного финансирования в виде субсидий под госзадание и внебюджетных доходов от собственной предпринимательской деятельности.
Стратегической целью в Программе объявлено «развитие культурного пространства Москвы, как мирового политического, финансового и культурного центра». Во исполнение этой стратегии в столице перевод учреждений культуры на новую организационно-правовую форму сопровождается их реформированием. Это, собственно, и определяет субъективную сторону в культурной сфере города Москвы.
Обращает на себя внимание, что у Правительства Москвы отсутствует как таковая политика в области культуры, так как она нигде не сформулирована, ни с кем не обсуждалась. Руководитель Департамента Капков С.А. на встрече 20 мая т.г. с членами комиссии Московской городской Думы по культуре и массовым коммуникациям и представителями Комитета Государственной Думы по культуре по вопросу «Состояние и развитие культуры в городе Москве, федерального и городского законодательства в сфере культуры» признался, что руководствуется в своем деятельности Положением о Департаменте Культуры и, создавая культурные пространства в Москве, строит свою работу на основе личных представлений. Нужно ли тратить деньги на это, либо другие направления культурной деятельности, он не знает.
Несмотря на отсутствие чётко сформулированной культурной политики, Департаментом проводится реформаторская деятельность, анализ которой позволяют выявить основные её направления:
1. оптимизация организационной структуры и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры, что предполагает: создание объединений учреждений одного типа в целях увеличения видов и повышения качества оказываемых услуг, повышение качества менеджмента и экономии бюджетных средств; реорганизация государственных учреждений (3 музея, 3 выставочных зала, 19 клубных учреждений); переход на новые принципы хозяйственной деятельности, оптимизация расходов, повышение эффективности менеджмента;
2. реформирование трудовых отношений путем отказа от заключения трудовых договоров с творческими работниками на неопределенный срок
(бессрочные договоры) и перевода их на срочные контракты, что, по мнению Департамента, позволит реформировать систему оплаты труда и оптимизировать численность и состав работников отрасли;
3.создание так называемых многофункциональных комплексов, объединяющих ряд существующих учреждений культуры, либо изначальное строительство таковых (в Программе предусматривается строительство двух многозальных музыкально-концертных комплексов, с помещениями для творческо-производственной деятельности на 10-12 коллективов; многозального кинотеатрального комплекса, фестивального комплекса, детского многофункционального киноцентра).
По мнению Департамента, такие меры позволят создать действенные стимулы для развития деятельности учреждений культуры, повысить инвестиционную привлекательность в сфере культуры, капитализацию учреждений культуры. В этих целях им предполагается подготовить не менее 3,5 тыс. кадров менеджеров и экономистов в области культуры, руководителей культуры.
Таким образом, очевидно, что Департамент с увлечением взялся за улучшение финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры города Москвы, подготовку и назначение в них менеджеров, но при этом ни в одной концепции, ни в программе, предложенной руководством Департамента за последние 2 года, ни разу не говорилось о духовном, нравственном воспитании зрителя, в особенности детей и подростков, не говоря уже об интеллектуальной составляющей театральных постановок последнего времени. Не учитывается 20-летний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, когда механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательному результату, росту социальной напряженности.
С целью анализа деятельности Департамента проследим судьбу некоторых «реформированных» им учреждений.
Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя
5 августа 2012 года, на сборе труппы, художественный руководитель театра С.И.Яшин поздравил коллектив с началом 88-го театрального сезона, рассказал о творческих планах, включающих четыре премьеры, по которым шли репетиции.
7 августа на экстренном сборе труппы коллектив узнал от С.И.Яшина о том, что его и директора А.В. Шлаустаса отстранили от занимаемых должностей. Через несколько часов в театр приехал руководитель Департамента Капков С.А., его заместитель Шерменева Е.Б. и
новый директор театра Малобродский А.А. Они сообщили, что у театра самая низкая в Москве посещаемость (80 тыс. чел в год) и низкий художественный уровень спектаклей, со ссылкой на экспертов из Союза театральных деятелей (СТД). Впоследствии выяснилось, что в СТД нет экспертов. Было объявлено, что новый худрук Серебренников К.С. создал концепцию развития театра им Н.В. Гоголя и представит её «презентацию» труппе в начале октября. Преобразование в театре Гоголя его актеры расценили как отработку пилотного проекта для реорганизации театров Москвы. Основанием так думать стало утверждение Капкова С.А. на сборе труппы театра Гоголя 7 августа 2012 года, где он сказал, что подобная реформа затронет еще 20 театров. Тенденция к замене классических театров развлекательными центрами очевидна.
«Театр имени Гоголя должен стать современным объектом культуры, в котором бы уживались профессиональный театр, музыкальные постановки, экспериментальные перфомансы и творческие встречи», - Капков С.А. ( сайт журнала «Театрал»).
«Здесь при поддержке Департамента мы надеемся сделать такое место силы, место, куда придёт молодая, динамичная аудитория. Но это другой принцип, нежели существование репертуарного театра, с большой труппой, с периодическими премьерами. Здесь всё будет как-то по-другому», - Серебренников К.С. (интервью каналу «Россия 1»).
Театр на 2 месяца был оставлен без художественного руководства (Яшин уволен 6.08.2012 г., а Серебренников К.С. назначен 7.08.12, приступил к исполнению обязанностей 1.10.2012г.). Новый директор Малобродский А.А. занимался только тем, что подготавливал все документы для остановки театра.
Директор Малобродский А.А., по согласованию с Серебренниковым К.С., вызывал актеров театра и предлагал им увольняться. Были уволены - главный художник театра - Елена Кочелаева, художник театра - Надежда Яшина, заведующая литературной частью - Ирина Богданова, заведующая постановочной частью - Валентина Зыкова, заведущий музыкальной частью - Владимир Багров, концертмейстер-Татьяна Соколова, заведующая звукоцехом - Ася Перелякина. Вынуждены были уйти по собственному желанию - режиссеры Бордуков, Кемарская, Говорухо, хормейстер Бесова, помошники режиссера - Ерофеева, Петрова, а также актеры - А.В. Мезенцев, А.А.Хатников, Е.А.Айсина, Крамзина, Я.Я. Якобсонс. Всего театр покинуло 60 сотрудников. Все эти люди - высочайшие профессионалы своего дела, проработали не менее 20-30 лет в театре и, если бы не протестные действия труппы, то Серебренников С.А., по утверждению актеров, уволил бы всю труппу.
1 октября 2012 года был остановлен весь репертуар театра и потом был издан приказ о списании всех спектаклей. Все декорации были уничтожены. На момент остановки театра репертуар составлял 20 названий. Работали и большая, и малая сцена. Спектакли игрались каждый день, кроме понедельника, а по субботам и воскресеньям по 2 спектакля. У театра было государственное задание на 288 спектаклей в год.
Сравнительная таблица результатов преобразования в театре
Таблица 2
Период Театр им. Н.В.Гоголя . 2012 г. Гоголь – центр. 2013 г.
январь Большая сцена 32 спектакля Малая сцена 4 спектакля Итого: 36 спектаклей
Спектаклей нет
февраль 10 дней установка кресел, 3 дня гастроли в Лондоне
Большая сцена 18 спектаклей
Малая сцена 2 спектакля
Итого: 20 спектаклей Большая сцена 11 спектаклей ( из них 2 дня Открытие, 1 день Демидова , 2 дня Саундрама, 1 день Вася Обломов , 2 дня Отморозки) Малая сцена 4 спект. Итого: 15 представлений
март Большая сцена 37 спектаклей
Малая сцена 10 спектаклей Итого: 47 спектаклей Большая сцена 10 представлений
Малая сцена 6 спектаклей
Итого: 16 представлений
апрель 8 дней - гастроли в Марселе Большая сцена 25 спектаклей
Малая сцена 8 спектаклей Итого: 33 спектаклей Большая сцена 8 представлений
Малая сцена 8 спектаклей
Итого: 16 представлений
май Большая сцена 15 спектаклей
Малая сцена 5 спектаклей Итого: 20 спектаклей Закрытие сезона 13 мая + гастроли в Тамбов Большая сцена 10 представлений
Малая сцена 12 спектаклей
Итого: 22 представления
(указано представления, т.к. не все, что идет в Гоголь - центре является спектаклем)
Из представленной таблицы наглядно видно, что за одинаковый период репертуарный театр отыграл 156 спектаклей, а Гоголь-центр предоставил сцену для 69-ти представлений. Объективно следует, что театр посетило большее количество зрителей, чем Гоголь-центр (даже при неполном заполнении залов). Предложение господина Серебренникова К.С. представлять в Гоголь-центре резидентов и перфомансы с Курского вокзала, вряд ли сможет заменить москвичам классические спектакли театра Гоголя. В репертуаре Театра Гоголя - Островский, Горький, Шукшин. В планах Серебренникова вместо театра - свободная площадка для экспериментов.
В случае с театром Гоголя можно говорить о полном разрушении обычного городского стационарного репертуарного театра, находящегося на дотации, с последующей заменой его на некий театрально-развлекательный Гоголь-центр, с непонятным режимом культурной и финансовой деятельности.
Назначение Департаментом художественным руководителем театра Гоголя Серебренникова К.С., окончившего физический факультет Ростовского государственного университета, призывающего к радикальному
свержению принципов системы К.С. Станиславского, отрицающего концепцию русского драматического театра, изначально предполагало разгром русского классического театра. Следует также отметить, что Департамент таким кадровым назначением нарушил требование Приказа Минздравсоцразвития от 30.03.2011 г. № 251-Н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», согласно которому возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования (культура и искусство).
Московский театр «Русский камерный балет «Москва»
Театр организовал и руководил 24 года Н.А. Басин. Не имея своего помещения, театр арендовал репетиционную площадку и оплачивал сценические площадки. В театре было 27 современных и классических постановок. Количество классической артистов труппы составляло около 60 чел, современной-22 человека. Труппа театра считалась третьей в Москве по профессионализму, после Большого театра и Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Н.В. Немировича-Данченко. Востребованность спектаклей была высока. Их могли посетить зрители со средним уровня дохода.
Основная мотивировка снятия Н.А. Басина с поста художественного руководителя и директора театра такая: не выполняется план, очень низкий уровень, слабая постановка спектаклей как классических, так современных, плохие декорации, плохие костюмы.
В июне 2012 года в театр был назначен новый художественный руководитель - Тупысева Е.М., создатель Международного центра танца и перформанса ЦЕХ, руководитель театральной площадки «Актовый Зал».
В сентябре 2012 года всю труппу перевели на срочный контракт на 4 месяца, многим актерам были изменены тарифные ставки-разряды. При этом новый худрук не знала артистов ни по фамилии, ни их профессиональный уровень. Каково же было удивление артистов, что ни на одну из репетиций, ни на один прогон спектакля, которые готовились в то время для гастролей в Мурманск, новый художественный руководитель ни разу не появилась. Она и не поехала на эти гастроли. Тем самым не имела представления об уровне спектаклей, солистов, труппы в целом.
После гастролей артисты узнали, что снят практически весь репертуар театра. У классической труппы осталось 4 спектакля. Тупысева Е.М. объявила, что балеты Мариуса Петипа не нужны, будут приглашаться на постановки балетмейстеры из-за границы. После этого 12 профессиональных танцовщиков написали заявления об увольнении по собственному желанию. 27 декабря 2012 года закончились срочные контракты еще у 12 высокопрофессиональных артистов, в т.ч. у лауреата Международного конкурса артистов балета, заслуженной артистки России Елизаветы Небесной, народных артистов России Василия Полушина, Натальи Чеховской, которые отслужили в этом театре 16 лет и были его визитными
карточками. Народная артистка России Н.М. Чеховская (Лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов артистов балета) подготовила во время работы в театре для Международного конкурса артистов балета «Арабески» в 2010 году и в 2012 году две балетные пары, завоевавшие первое место (золото) на этом престижном конкурсе. За 5 месяцев уволено и уволилось из театра около 70 артистов и сотрудников аппарата театра.
Тупысевой Е.М. были набраны новые артисты, уровень которых был ниже уволенных. Так, при увольнении артистки Ульяны Бочерниковой было сказано дословно: «Вы достигли такого мастерства, что на Вашем фоне молодые артисты смотрятся не очень хорошо». На очередном собрании Тупысева Е.М. оповестила, что взялась за постановку нового балета «Времена года», по ее словам: «Это будет уникальная постановка неоклассик». Рецензия на этот спектакль, в котором по сюжету содержится откровенная порнография, где герой заканчивает жизнь суицидом, однозначно негативная. Такое действо подрастающему поколению смотреть нельзя.
Сравнительная таблица результатов преобразования в театре
Таблица 3
Период Худрук Басин Н.А. 2012 год Худрук Тупысева Е.М. 2013 год
февраль 12 спектаклей (3 дет., 9 взросл.) 4 спектакля (0 дет., 4 взросл)
март 7 спектаклей (3 дет, 4 взрос.) 4 спектакля ( 2 дет., 2 взросл.)
апрель 11 спектаклей (5 дет., 6 взросл.) 9 спектаклей (2 дет., 7 взросл.)
май 11 спектаклей ( 5 дет., 6 взросл.) 4 спектакля (0 дет., 4 взросл)
Из таблицы видно, что количество спектаклей при новом художественном руководителе сократилось в два раза (с 41 до 21). Это еще раз подтверждает, что механическое реформирование классических театров недопустимо, что творческий процесс, как живой организм, нуждается в особом, тонком и бережном подходе в регулировании внутренних механизмов его жизнедеятельности.
Назначение художественным руководителем театра Тупысевой Е.М., не имеющей специального театрального образования (окончила Академию Нефти и Газа – юридический факультет и продюсерский факультет ГИТИСА - бывший экономический) не могло способствовать развитию русского камерного балета. В интервью, данном Тупысевой Е.М. корреспонденту РИА Новости от 18.07.2012г. раскрываются причины назначения: «Еще два года назад мы знали, что прекратится финансирование фондом Форда, и было понятно, что надо сливаться с какой-то государственной организацией… ».
Мотивы кадрового решения Департамента были изложены 4 марта в Московской городской Думе на совместном заседании Комиссии по культуре и массовым коммуникациям и Комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Шерменевой Е.Б. «Мы назначили Е. Тупысеву руководить, а не заниматься искусством».
Вместе с тем из письма Министерства культуры РФ от 25 марта 2013 года № 875-02-11 о сложившейся ситуацию вокруг театровследует, что согласно действующему законодательству, обеспечивающему свободу творчества, в том числе Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 г. № 329 (ред.от 23.12.2012г.) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», учредитель не вправе вмешиваться в художественную политики театров, формирующих ее самостоятельно.
Московский театр на Таганке
Два месяца как ушел из жизни руководитель Таганки Валерий Золотухин.
Департамент, руководствуясь только собственными представлениями о театре, игнорируя мнение коллектива, мгновенно назначил нового директора Флейшера В.Н. (работал с Шерменевой Е.Б. в Центре им. В.Мейерхольда), и объявил, что теперь художественно-творческой политикой театра будут заниматься эксперты и консультанты под руководством чиновников, выделяющим на поддержку этой политики определенные деньги.
В начале мая т.г. труппе представили тех, кого выбрали эксперты и консультанты Департамента для создания юбилейных проектов (лично выбрала заместитель руководителя Департамента Шерменева Е.Б.), чтобы как можно быстрее и, главное, без скандалов и потрясений разобраться с «мятежной» Таганкой. Ими оказались выпускники Школы театрального лидера: Д.Волкострелов, С.Александровский, К.Перетрухина и еще человек десять театроведов и менеджеров театрального дела (некоторые из них до 2010 года вообще не имели никакого представления о театральном искусстве, а только прослушали 4 курса лекций по 10 дней в Школе театрального лидера).
Основная задача новых назначенцев - вычистить всю серость репертуарного театра, все это «га..о», так звучат слова художника Перетрухиной К., которое она ненавидит. Каким образом это удастся юным дарованиям, не видевшим ни одного спектакля Таганки, не работавшим в реальном репертуарном театре? Очень просто – не спектакли делаем штучные, а продукт синтетический, где всего побольше и с большим бюджетом.
По-новому новое руководство хочет отметить юбилей театра, вовлечь в это празднование в помещении театра всю театральную Москву - от Кирилла Серебренникова и его Гоголь-Центра, до некой любопытной экспозиции в Бахрушинском музее. Пока всё это — на уровне проекта. Но заинтересованные лица из Минкульта, СТД, некоторые продюсеры уже делятся своими предложениями.
Зачем театру на Таганке такой юбилей? Может лучше потратить средства на хороший ремонт исторического здания, заделать ямы в полу зрительского фойе, стены укрепить, чтобы не разваливались, канализацию новую проложить, чтобы дышать было чем, двери поменять?
Артисты выражают неприятие новому руководству и опасаются увольнений, так как у режиссера Волкострелова Д. есть свой «театр post», который может влиться в коллектив театра на Таганке, и, разумеется, с радостью освоить выделенные Департаментом деньги. А если совсем театр на Таганке будет сопротивляться, то для карательных действий заготовлен экспертный совет (появившийся не весть откуда, не понятно, кто его создал, где, при каком органе власти).
Сравнительная таблица результатов преобразования в театре
Таблица 4
Руководство Золотухина В.С.
(июль 2011-февраль 2013 гг.) Руководство Флейшера В.Н. (март-май 2013 г)
-устранены все многочисленные нарушения и замечания, обнаруженные при ревизии финансово-хозяйственной деятельности театра за период с 01.01.2009 по 01.06.2011г., а также исправлены все грубейшие нарушения ТК РФ, допущенные при руководстве Любимова Ю.П.;
-выполнение Государственного задания по показателю «количество показанных спектаклей» в 2012 году составило 107,6%;
- заполняемость зрительного зала за 2012 год -96,6%.
- выпущено в 2012 г. шесть новых спектаклей, вместо двух по плану гос. задания, за 4 месяца 2013 года – еще 3 новых спектакля;
-активно работает малая сцена – творческая мастерская Театра, выполнение гос. задания 100%;
- проведен фестиваль спектаклей для детей в январе 2013 г. Показано 16 спектаклей 14-тью коллективами городов России;
- успешно прошли гастроли по стране в 2012 году, показано 18 спектаклей;
-успешно прошли гастроли за рубежом в феврале 2013 г. (Берлин, Гамбург, Гановер, Мюнхен, Дюсельдорф, Штутгардт, Франкфурт);
-заработной платы сотрудников Театра со второго полугодия 2011 года по первый квартал 2013 выросла, по сравнению с предшествующими годами, в два раза. Для сравнения фонд оплаты труда сотрудников Театра в 2010 году составлял 5 651,34 млн. рублей, в 2012 году – 9 868,65 млн. рублей. Не выполняется государственное задание по количеству показанных спектаклей, низкий процент заполнения зрительного зала, не выполняется план госзадания по постановке новых спектаклей, не выполняется план юбилейных мероприятий, утвержденных еще в ноябре 2012 года. Постоянно отменяются и заменяются спектакли текущего репертуара. Заключаются договоры с новыми работниками, при отсутствии средств на оплату их труда. Затянута и остановлена работа по подготовке и проведению ремонта здания театра, фасада, фойе, коммуникаций и сцен.
Из таблицы следует, что своей кадровой политикой руководство Департамента показало свою полную профнепригодность. Устойчивая поддержка «лидеров» в сфере театрального менеджмента в прозападном стиле при назначении руководителей учреждений культуры и навязывание публике, особенно молодежи, безнравственных образцов современного искусства, уже откровенно идет в разрез с культурной политикой, декларируемой Президентом РФ.
Московский театр Новая Опера им.Е.В.Колобова
Театр создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя театра Евгения Колобова (1946–2003). С первых дней «Новая Опера» стала явлением музыкальной жизни России, свидетельство чему – разнообразный репертуар, высокопрофессиональная оперная труппа, переполненные залы, известность коллектива в России и за ее пределами. Солисты театра украшают также ведущие сцены мира. После ухода из жизни Евгения Колобова театру в 2003 г. было присвоено его имя. Последние десять лет театр возглавляла соратница и супруга маэстро, выдающийся хормейстер, Народная артистка России Наталья Попович, и все эти годы она талантливо вела «Новую Оперу», развивая традиции, заложенные Маэстро.
В октябре 2012 г. в театр назначен новый директор Д.А. Сибирцев, не имеющий управленческого образования и опыта работы на руководящих постах в театральной сфере. Наличие музыкального образования его выделяло среди возможных кандидатов, и его назначение было воспринято артистами одобрительно. Однако, с первых дней директор вступил в конфликт с труппой, установив приоритетом управления личные интересы:
- с особым цинизмом, в день рождения театра без объяснения причин освободил от руководящей должности творческого лидера театра Н.Г. Попович, которой в 2004 году была вручена Государственная премия РФ за создание театра «Новая Опера»;
- заменил сотрудников руководящего звена без конкурса на непрофессиональных людей (имеются случаи назначения в целях подкупа и дестабилизации внутренних отношений в коллективе из числа слабых артистов и режиссёров театра). Несоответствия занимаемым должностям и злоупотребления положением немедленно и пагубно сказались на отлаженной до них работе вверенных им направлений и на театре в целом;
- предпринял попытку обмана сотрудников театра с предоставлением отпусков, обоснованную искажением и полным непониманием методики построения и учёта работы в творческих коллективах;
- сорвал крупный международный проект в Бангкоке, подготовленный прежним руководством, что негативно повлияло на имидж театра и могло сыграть отрицательную роль в международных культурных связях России. Под угрозой срыва также находился проект в Будапеште;
- единолично решает кадровые вопросы, что недопустимо в коллективе, где существует система срочных годовых трудовых договоров;
- афиширует свое намерение превратить «Новую Оперу» в так называемый «европейский» театр, модель которого не соответствует принципам российского репертуарного театра, коим является «Новая Опера»;
- под предлогом реформ и ссылаясь на учредителя, использует служебное положение, превращая театр в прокатную площадку для продвижения личного проекта «Тенора XXI века», занимается личным пиаром, задействовав все накопленные театром ресурсы;
- регулярно приглашает для участия в спектаклях посторонних певцов из круга своих личных друзей, большинство из которых не соответствует уровню столичного театра, в то время как штатные высокопрофессиональные артисты не имеют возможности выйти на сцену. Использование при этом агентства-посредника, возможно, ему и принадлежащего по прошлой деятельности, даёт в таком подходе личную финансовую заинтересованность;
- сделал фактически недееспособной художественную коллегию театра, единолично создаёт и ликвидирует проекты, проводит прослушивания певцов при отсутствии вакансий.
- единолично меняет репертуарную политику: вытесняет спектакли русской оперной классики, которыми гордился театр;
- провёл анонимное голосование без соответствующих приказов и независимых комиссий среди дирижёров на предмет увольнения певцов, что даёт возможность подтасовки результатов; заявил о намерении провести голосование среди артистов на предмет увольнения дирижёров, продолжая сталкивать между собой творческие силы театра;
- распространяет заведомо ложную информацию в СМИ о внутренней жизни театра, дискредитируя театр и демонстрируя неуважение к коллективу, сложившемуся в течение более 20 лет. Оказывает давление на недовольных его действиями артистов, дискредитируя их как профессионалов.
- запугивает коллектив, распространяя слухи о не продлении договоров, о сокращении штата в 4 раза, подкрепляя их изнурительными аттестациями в оркестре в момент максимальной загруженности. Последнее может привести к профессиональным травмам и дальнейшей непригодности музыкантов.
К сожалению, Департамент не прислушивается к мнению коллектива в связи с создавшейся конфликтной ситуацией. При этом заместитель руководителя Департамента Шерменёва Е.Б., чьё имя произносят с содроганием во многих учреждениях культуры столицы и связывают со столь частыми сегодня скандалами в театрах, всячески поддерживает нового директора, не считает нужным встретиться и выслушать мнение коллектива.
ДК «АМО ЗИЛ»
Проект по модернизации «ДК «АМО ЗИЛ» в Культурный центр был «пилотным» в работе с клубными учреждениями, начался с назначением в феврале 2012 г. нового руководства в лице Зеленцовой Е.В. (находилась в должности 1 год, ныне - заместитель руководителя Департамента, курирует клубы Москвы). На данный проект по перепрофилированию ДК в Культурный центр Департаментом было выделено 176 млн. руб.
Преобразования начались с того, что всех работников обвинили в непрофессионализме и неумении работать. Всю историю и всю деятельность Дворца за 75 лет очернили в средствах массовой информации. Затем были потрачены определенные средства на разработку нового знака ЗИЛ и всего дизайна дворца. Новый дизайн был разработан без учета архитектуры здания, истории деятельности Дворца. Летом, когда закончился срок действия договоров с сотрудниками, большинство из них были уволены.
Новая администрация объявила, что у них будет работать только молодежь. Всех остальных сотрудников перевели на гражданско-правовые договора сроком на 3 месяца. С педагогами тоже хотели заключить такие же договора, но часть педагогов все-таки настояло на заключении трудовых договоров. Затем началось создание неудобных условий работы оставшимся коллективам и сотрудникам. Поменяли структуру работы. Все отделы назвали департаментами. Новая администрация сказала, что не нужно ничего старого, у нас все будет по-новому. В структуру Дворца были приведены несколько новых коллективов, и сказано – учитесь у них, как нужно работать.
К работе директор Зеленцовой Е.В. в КЦ приступила не со знакомства с коллективами, изучения социальных и материальных проблем коллективов, просмотра репертуара, личного присутствия на отчетных концертах коллективов по итогам года. А ведь во Дворце к тому времени было 22 коллектива, часть которых носят звание «Народный». Она начала с создания Независимого экспертного совета для оценки творческой деятельности самодеятельных коллективов, существующих на базе КЦ. Это полностью в рамках политики Департамента, по словам руководителя которого «бюрократ должен слушать консультантов и экспертов, которые могут указать направление в культуре» (интервью С.А.Капкова газете Известия от 30 ноября 2011 «Сергей Капков объявил призыв экспертов» -
http://izvestia.ru/news/508277#ixzz24IJ5Ns7i).
Один из таких вот «экспертных советов» отметил «низкий уровень результатов работы НДХА «Юный Зиловец» и малое обновление репертуара», несмотря на то, что за последние 2 года репертуар коллектива был обновлен 12-ю новыми постановками. Тот же «экспертный совет» принял решение о необходимости пересмотреть творческую и образовательную программу коллектива, провести реорганизацию и модернизацию данного коллектива, а также обновить «неинтересный современному зрителю репертуар». Заключение экспертного совета никем не было подписано. На требование родительского комитета огласить состав экспертного совета было сказано, что данная информация является конфиденциальной. В результате такого отношения ансамбль фактически развалился, так как большая часть коллектива ушла.
Не были продлены договора с руководителем отдела по работе с детьми, подростками и молодежью, основателем Центра Детского Эстетического Развития - Смысловской Л.Я. Центр Детского Эстетического Развития, в котором занимались дети от 1.5 до 7 лет по направлениям: изо, музыка, ритмика, адаптация к школе, английский язык - был раздроблен на отдельные кружки (видимо, чтобы увеличить количество кружков на бумаге). А ведь это был успешный внебюджетный коллектив. В нем занималось от 120 до 200 детей ежегодно. И приносил доход до 350 тыс. руб. ежемесячно. В результате деятельности Зеленцовой Е.В. коллектив прекратил свое существование в стенах Дворца. Но ведь ничего нового Зеленцова Е.В. не создала. Нового коллектива с таким объемом работы не появилось.
Не был продлен договор с Художественным руководителем Народного драматического театра – Заслуженным работником культуры Новожиловым Н.М. Основателем театра-студии в 1936 году был С.Л.Штейн. Из стен театра
вышли: В.Лановой, В.Носик, В.Земляникин, В. Васильева, Т.Шмыга и многие другие артисты. Репертуарный театр со своими традициями и со своей преемственностью поколений. На сегодняшний день труппы театра не существует, из 11 спектаклей для детей и взрослых осталось 4. Были выброшены все декорации и костюмы. В наличии сейчас только детская студия.
По результатам работы за год можно наблюдать, что:
-оставшиеся коллективы Дворца как работали, так и работают, как набирали детей, подростков и молодежь - так и набирают. Численность от 30 до 150 детей в каждом, согласно специфике работы коллектива. А в новых коллективах - не более 10 - 12 человек. Кому у кого нужно учиться - большой вопрос;
-сотрудники, сменившие кадровых работников отделов, не проработав и года уже уволились (зав. пост руководители «Дома танцев», рекламный отдел, руководителили администрации, кружков и новых направлений). Ранее не было кадровой текучки, сотрудники работали от 5-20 лет и более, ответственно исполняя свои должностные обязанности;
-фактически сцены Дворца стали прокатными площадками для различных сомнительных фестивалей современного искусства, в том числе для центра ЦЕХ и Балета Москва, руководимых Тупысевой Е.М.. Новые коллективы и выставки современного искусства оказались нежизнеспособны из-за их невостребованности. Открытая новая сценическая площадка «Блек-бокс» (зал-трансформер) в бывшем кинозале ДК не оправдала надежд руководства, загруженность ее мала, так как она имеет много технических недоработок и сложна в эксплуатации.
Сравнительная таблица результатов преобразования во Дворце Культуры
Таблица 5
Было Стало
«Окружной музей героев ВОВ, жителей ЮАО». Создан в 2010 году, вывезен в июле 2012г.
Посетителей: 200 чел. в месяц Автоматы с напитками и чипсами. Теннисный стол в Зимнем саду. Лекции Политехнического музея
Посетителей: 7-30 чел.
Социальные мероприятия, проводимые совместно с Префектурой ЮАО г. Москвы к знаменательным датам для жителей ЮАО г.Москвы (Дню Победы, Дню Защитника Отечества, 8 Марта, Дню старшего поколения, Елки Префекта)
Посетителей: 880 чел. на каждом
Новогодние представления для детей
24 представления
880 чел. (всего 22000 чел. за новогоднюю кампанию). Ответственный культурно-массовый отдел - до 2009 г. Лекции, семинары агентства «Творческие индустрии».
Коммерческое мероприятие
Посетителей: до 30 чел.
Лектор Зеленцова Е.В.
«Новогодняя кампания 2012 -2013 г.г.»
12 представлений до 6000 чел.
Коммерческие мероприятия:
Еженедельные танцевальные вечера «Кому за 30» - существовал 34 года до 2012 г. Посетителей до 1000 в месяц.
Цена билетов-300 руб.
Танцевальные вечера «В стиле Ретро» для людей золотого возраста - существовал с 2009 г. Цена билетов-100 руб. Посетителей: до 300 чел. 2 раза месяц. Исторические балы для широкой аудитории (2 раза в год), Цена билетов-300 руб. Посетителей: 200 чел.
Ответственный культурно-массовый отдел.
Коммерческое мероприятие
Танцевальные вечера «В стиле Ретро»
Посетителей: 250-300 чел.
Цена билетов с октября 150 руб.
Ежегодный рождественский фестиваль «Рождество» (Совместно Префектура ЮАО и Даниловское Благочиние) Посетителей: 880 чел.
Пасхальный фестиваль «Пасха Красная» (Совместно Префектура ЮАО и Даниловское Благочиние)
Посетителей: 880 чел.
Мероприятия Театра Жестовой песни при общине слепоглухонемых Храма. Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья Симонова монастыря
Исторические балы и выставки дворянского собрания
Посетителей: 100 -200 чел.
Бесплатные оперные спектакли, проводимые совместно с Московской консерваторией. Ответственный отдел по работе с детьми и подростками.
Посетителей: 300-600 чел.
Рождественский вечер 6 января 2013 г. , проводимый религиозной организацией христиан веры евангельской «Церковь Божия»
Выставка современного искусства «Контриллюзии»
80 чел за 2 месяца
Ежегодный Фестиваль детского творчества «Южное открытие» создан в 2010 г. Посетителей: 400 чел.
Ежегодный конкурс исполнителей детской песни «Минутка славы» создан в 2010 г. Посетителей: 60 чел.; участников: 50 чел.
Ответственный отдел по работе с детьми и подростками.
Целевые спектакли совместно с Департаментом образования «Песни о сказках», «Пиратская история»- поставлен на базе ДК, проводился 2 раза в год по 6 спектаклей на каникулы для школьников ЮАО г. Москвы. 880 чел. на каждом Коммерческие мероприятия:
Мастер-классы по мыловарению и войлоковалянию и т.д.
Летняя школа «Йо-йо»
Посетителей: до 880 чел., участников до 100 чел.
Ежегодный фестиваль самодеятельного студенческого творчества «Фестос»
Посетителей: 880, участников 300 чел.
Фестиваль «Макси-драйв», фестиваль молодежного уличного творчества «В ритме жизни».
Посетителей: до 300 чел., участников до 70 чел. Ответственный культурно-массовый отдел; отдел народного-творчества.
Социальные мероприятия, проводимые совместно с УСЗН ЮАО г. Москвы:
Фестиваль ветеранских хоровых коллективов. Мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, Широкая масленица, 9 марта, 9 мая, День семьи, День России, День города, День матери, День инвалида для жителей района «Даниловский»., День Соцработника.
Посетителей: от 200- 600 чел.
Спектакли московских театров, антрепризы, эстрадные концерты для широкой аудитории. Ответственный театрально-зрелищный отдел.
Посетителей: 880 чел. на каждом Спектакли «Камерный балет Москва» до 600 чел.
Фестивали танца «ЦЕХ» 150-300 чел.
Мастер-классы по современному танцу (5-20 чел.)
Мероприятия для городских детских лагерей ЮАО и ЮВАО
Посетителей: до 1000 чел. за летний период
(ответственный отдел по работе с детьми, подростками и молодежью) Мероприятия, посвященные году Германии в России (лекции, фестивальные спектакли )
Регулярные выставки детского творчества
Посетителей: от 200 – 600 чел.
«Оптиграфика»- 1 раз 70 чел.
Студия живописи «Бегемотопись» 10 чел.
«Литературные гостиные» ежемесячные встречи с писателями, поэтами, бардами, артистами в библиотеке
Посетителей: до 50 чел. «Настолкомания»
10 чел.
Тематические мероприятия для школьников ЮАО в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения
Посетителей: от 20 – 400 чел.
(ответственный отдел по работе с детьми, подростками и молодежью) Международный чемпионат по «Йо-йо».
Посетителей: до 80 чел.
Фестиваль суб.культур «Открытые миры»-3 дня с 4 октября в День народного единства (1500-2000 чел.)
Спектакли Народного драматического театра (коммерческие - цена билета 150-200 руб). С.Аксаков. «Аленький цветочек»; Е.Шварц «Красная шапочка»;
Г.Андерсен «Снежная королева»;Устинов, Табаков «Белоснежка и 7 гномов»;
А.Островский «Банкрот»; И.Крылов «Урок дочкам»; А.Аверченко «Преступление актрисы Марыськиной»;
А.Чехов «И смех, и слезы, и любовь».
Спектакли детской студии театра:
Сказки про слона Хортона; Квартира 44;
Царь Эдип Цена билетов с сентября 2012-400-500 руб.
Снежная королева
Преступление актрисы Марыськиной
Сказки про слона Хортона
Квартира 44
Царь Эдип
Юбилей Дворца культуры «ЗИЛ» 75 лет. Бюджет 1.500.000 руб. Посетило:
1 день–250 человек
2 день – 600 человек ветеранов завода ЗИЛ (зал был продан профсоюзам завода за 250.000 руб.)
Из представленной таблицы видно, что количество мероприятий во Дворце культуры после преобразований в культурный центр значительно сократилось. Социально значимых мероприятий и государственных праздников не проводится. Оригинальных, «новых» мероприятий сделать не получилось.
Агрессивная «ломка» самодеятельных коллективов, видимо, подчинена идее расчистке помещений культурных учреждений для их коммерческого использования, сдачи в аренду. Подобная «культурная» политика Департамента в отношении клубных учреждений, в том числе для 19-ти клубов, подлежащих реорганизации, должна быть остановлена, даже если объясняется экономической целесообразностью.
Музеи Москвы
Государственный музей В.В. Маяковского был открыт в 1937 году. В 1989 году была проведена реэкспозиция музея, в результате которой была создана экспозиция, которая стала метафорой жизни и творчества
В. Маяковского. Многими экспертами в области культуры и искусства экспозиция была признана произведением искусства.
На сегодняшний день уникальная экспозиция получила мировое признание, вошла во все учебники и учебные пособия по музейному проектированию. Музей пользуется огромной популярностью у разных категорий посетителей и является третьим по посещаемости иностранцами после кремлевской Оружейной палаты и Алмазного фонда.
В 2009 году сотрудниками музея во главе с автором сценарной концепции экспозиции музея Тарасом Поляковым была разработана концепция развития музея. Проект развития был представлен в Департамент, но не получил поддержки.
Осенью 2012 года Департамент объявил, что в 2013 году, в год 120-летия со дня рождения В.В. Маяковского, планируется закрыть музей на капитальный ремонт здания. На тот момент никаких документов о предстоящем капремонте в музее не было, кроме Приказа Департамента от 18 октября 2012 года о Проведении реэкспозиции в ГБУК г. Москвы «Государственный музей В.В. Маяковского», который до сих пор не отменен. Одним из пунктов приказа значится: «провести работы по подготовке и проведению реэкспозиции в Государственном музее В.В. Маяковского в 2012 году – приобретение экспонатов для новой экспозиции». В планах и концепции развития музея ни о какой реэкспозиции, тем более, о новой экспозиции, речи не велось.
В преддверии капремонта Департаментом были осуществлены кадровые перестановки в музее. На место директора Стрижневой Светланы Ефимовны (заслуженного работника культуры РФ, 30 лет руководившей музеем, создававшей эту уникальную экспозицию) Департаментом была назначена Морозова Надежда Георгиевна, которая с самого начала показала свой непрофессионализм и неумение работать в коллективе. Это подтвердилось характеристикой с прошлого места работы - ГМИИ им. А.С. Пушкина, в котором Морозова Н.Г. сменила несколько отделов с понижением в должности, не говоря уже о том, что не имела опыта руководящей работы.
В связи с предстоящим капремонтом здания Департамент настаивал на демонтаже экспозиции, что привело бы к ее полному уничтожению. По мнению автора художественного решения экспозиции
Е. Амаспюра, демонтаж экспозиции невозможен по той только причине, что восстановить ее в первоначальном виде не представляется реальным. Департамент планировал закрыть музей в начале 2013 года, не отпраздновав 120-летие со дня рождения поэта.
20 декабря 2012 года сотрудниками музея был проведен пикет в защиту
музея с требованиями: придать экспозиции статус объекта культурного наследия; создать экспертную комиссию по наблюдению за капремонтом, состоящую из авторов экспозиции и экспертов; провести открытый конкурс на место директора.
На сегодняшний день ни одно из требований сотрудников музея не выполнено: не создана рабочая группа по наблюдению за ходом ремонта, не проведена техническая фотофиксация экспозиции, нет решения о признании экспозиции объектом культурного наследия.
Более того, все решения по капитальному ремонту, включая сам проект, держаться Департаментом и директором музея в секрете от сотрудников музея.
Тем не менее, директор музея в личных беседах с разными сотрудниками говорит о полном демонтаже экспозиции и вывозе ее в Ульяновск. По имеющейся информации, Департамент готовит музей В.В. Маяковского к передаче Дарье Жуковой (супруге
Р. Абрамовича), являющейся создателем и директором центра современного искусства «Гараж», для создания в нем музея современного искусства или очередного выставочного зала.
Музей Николая Михайловича Рубцова. Основу музея составили материалы о жизни и творчестве поэта и его личные вещи, собранные Майей Андреевной Полетовой, врачом по профессии и неутомимым энтузиастом по натуре. Многие годы она собирала документы и материалы о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, добилась его открытия в 2002 году при библиотеке юго-западного округа (ул. Дм. Ульянова, дом 3, ЦБС «Юго-Запад»).
В музее собран уникальный архив перевода Николая Рубцова на монгольский язык, китайский язык, немецкий язык, вьетнамский язык, японский язык. Управление культуры Юго-Западного округа приказом от 28 марта 2013 года предписало закрыть музей. Работники музея обратились 10 апреля в Департамент с просьбой временно законсервировать работу музейной экспозиции, посвященной Рубцову до разрешения вопроса ее размещения. Своими силами работники музея договорились о размещении экспозиции музея Рубцова в библиотеке института мировой литературы, в помещении, собственником которого является Российская академия наук.
17 мая 2013 года музей был разрушен Управлением культуры Юго-Западного округа. Вся литературная экспозиция вывезена в неизвестном направлении, сотрудники музея уволены, якобы, за прогулы.
Политехнический музей - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира, основан 140 лет назад. В декабре 1991 г. музей был объявлен федеральной собственностью как особо ценный объект российского национального культурного наследия. Обладает уникальной коллекцией экспонатов - в фондах хранится более 200 000 предметов, около 150 тематических коллекций, экспозиция расположена в 65 залах на площади 9,5 тысяч кв. метров.
В 2009 году попечительский совет музея, который тогда состоял из ученых, принял решение о поэтапной реконструкции музея, не предусматривающей прекращения экспозиционной деятельности. Одним из членов совета Чубайсом А.Б., председателем ОАО "Роснано", в августе 2009 года был создан Фонд развития музея, который фактически стал управляющей компанией этого музея.
Фонд инициировал разработку новой концепции, причем сам подобрал участников конкурса, сформировал жюри и разработал положение о конкурсе. В результате такого «конкурса» его победителем в 2010 году была выбрана английская компания «АстроТех Эвент» (AstroTech Event). Потом Чубайс А.Б. распустил этот попечительский совет, который состоял из ученых, и инициировал утверждение нового состава с участием российских и иностранных бизнесменов. Был уволен директор музея, который издал ряд распоряжений, блокировавших деятельность этого фонда с целью не допустить разрушения музея. Новым директором музея стал сподвижник Чубайса 90-х годов, бывший министр науки и технической политики РФ Борис Салтыков.
Министром культуры РФ единоличным приказом была утверждена новая концепция развития музея, которая предусматривает полный вывод экспозиции музея и передачу трети площадей под экспозиционное пространство без музейных экспонатов, а оставшиеся две трети площадей будет выделено под торговую деятельность и услуги- бары, рестораны, кафе.
Библиотека Политехнического музея, которой 140 лет и которая состоит из трех миллионов экземпляров книг, вывозится в неприспособленный цех завода АЗЛК, где к ней не будет доступа. Экспозиция автомобилей передается частным музеям, другие экспонаты также вывозятся. Фактически здание зачищено от того, что представляет историко-культурную ценность и подготовлено для осуществления бизнес-проектов развлекательной и торговой деятельности с приставками «нано».
Несмотря на то, что Политехнический музей является федеральным объектом, методы уничтожение его экспозиционной деятельности соотносятся с теми, что осуществляются Департаментом, соответствуют целям заказчиков, которые стоят за официальными государственными структурами - Департаментом культуры РФ и Департаментом культуры города Москвы.
Школы искусств, детские музыкальные и художественные школы
В Москве происходит слияние в форме объединения детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Реорганизация проводится механически - объединяются все школы в каждом административном округе (по 7-10 школ).
Эффективность работы всех московских школ искусств, которые являются основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства страны, признана всем мировым сообществом. Эта система складывалась эволюционным путем более 100 лет, пережила самые тяжелые времена в России и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 года № 1244-Р, является уникальной и должна быть сохранена как национальное достояние. Она построена на принципах непрерывности и преемственности по цепочке «школа-училище-ВУЗ», обеспечивающей наилучшее обучение и профессиональное развитие талантливых детей и молодежи.
Объединение такого большого количества школ в одну, возможно, эффективно, с точки зрения экономии средств, однако, с точки зрения развития искусства, оно разрушительно. Оптимизация художественно- эстетического образования детей в городе Москве, проводимая без участия родителей учащихся, преподавателей, Управляющих Советов школ, без её критического осмысления, является разрушительной, негативно скажется на обучении детей искусству.
В соответствии с Законом «Об образовании», управление образованием в России имеет демократический, государственно-общественный характер. Один из документов, выпущенных в развитие этой концепции-письмо Министерства культуры РФ «Об активизации процессов создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений». Из них следует, что механическое объединение школ искусств недопустимо. Оно возможно при обоюдном желании коллективов педагогов и родителей, при их письменном обращении в Департамент, рассмотренных на управляющих советах реорганизуемых государственных образовательных учреждений.