Гибридная логистика Великобритании

Можно ли поработить половину земного шара, когда у тебя всего 250 тысяч солдат? Оставаясь главной колониальной державой сотни лет, Великобритания доказала, что можно. И не важно, сколько солдат. Важно, где и как они расставлены. И, конечно, важно, найти союзников внутри порабощаемых народов.

Основная заслуга принадлежит британской дипломатии. Неравноправные торговые договоры, несправедливые концессии, соглашения о «временных льготах и преимуществах». Всё это добывали дипломаты. Не говоря уже о капитуляциях, закрепленных статьями мирных договоров. Все это легло в основу отношений, позволивших Великобритании на протяжении столетий эксплуатировать туземные ресурсы и рынки.

В частности, «важные привилегии Ост-Индской компании» были добыты в Иране за 12 тысяч лир, потраченные на развлечения шаха и его гарема.

В дальнейшем отношения Великобритании с Ираном и Османской империей строились по схожему сценарию: подкуп и политическое давление в обмен на услуги в пользу королевства. Несмотря на меняющиеся обстоятельства, британская дипломатия всегда преследовала цель достижения односторонних льгот и преимуществ.

В 1836 году британской миссии удалось добиться у Тегерана «коммерческих привилегий».

Торговый договор 1841 года закрепил режим капитуляций Ирана с Великобританией.

Аналогичные льготы предусматривала Англо-Турецкая торговая конвенция 1838 года добытая Великобританией у Османской империи.

Наиболее любопытным выглядит соглашение 1835 года с Ираном, предоставившее британской стороне право досмотра иранских судов, входящих в Персидский залив. Великобритания не только получила право контроля над акваторией залива, но и надежный плацдарм для продвижения на север страны, включая соседние османские территории.

Главная цель такой политики сводилась к бесперебойной выкачке местного сырья и ликвидных материалов.

Мировой экономический кризис 1866 года внес существенные коррективы. Полоса потрясений привела к возвышению Германии, затем и США. Территориальные захваты Германии, США, Франции в Африке, Юго-Восточной Азии и Океании подрывали позиции Великобритании, как ведущей колониальной державы.

Британским ответом стало усиление контроля за военно-стратегическими объектами, крупными торгово-перевалочными пунктами и на создание транспортных сетей, позволявших иметь рычаги давления на всю мировую торговлю. Завоевания предыдущих лет стали материальной базой для реализации данной концепции. В частности, британцы воспользовались фактической независимостью Кувейта, получив право стоянки судов в Персидском заливе и строительства торговых складов. В скором времени Кувейт превратился в опорную базу Великобритании.

С этого момента инициатива в освоении прилегающих к Заливу территорий перешла к Великобритании окончательно. К середине следующего столетия она практически контролировала все соседние порты. Следовательно, и всю логистику региона. Учитывая ранее навязанные договоры о протекторате правителям Бахрейна, Катара, Омана, Абу-Даби и аннексию Адена, а также владение крупнейшими портами Индии, можно констатировать, что к началу Первой мировой войны Великобритания контролировала все важные морские стоянки и порты от Средиземного моря до Индийского океана.

Таким не хитрым способом, контролируя все морские и океанские коммуникации, Великобритания могла удерживать в повиновении половину земного шара. Полностью оседлав экономики порабощённых стран, только Лондон мог решать, какой регион будет процветать, а в каком начнётся голод. И помогали в этом Великобритании местные царьки, которым позволялось получать свою долю от награбленного.

А если кто-то был слишком не послушен, то бесконечные гражданские войны, спровоцированные Великобританией, быстро отвлекали многомиллионные народы от внешних врагов. Такими же войнами пресекались попытки налаживания сухопутной логистики, неподконтрольной Великобритании.

Впрочем, подобные методы вероятно не чужды ей и сегодня. Надо просто внимательно присмотреться.

!19699
https://t.me/n_translab/1066