На что нам «берег турецкий»?

Остроменский Михаил Петрович

Политический любомудр

МОО «Вече», ВПП «Партия Дела», ОО «Альтернатива»,

 

На что нам «берег турецкий»?

 

3

«Был выбор между Константинополем и Дрыщёвым.

Ставка выбрала Дрыщёв».

А.А. Керсновский

 

Жизнь налаживается. В Санкт-Петербурге 9 августа 2016 года состоялась встреча президентов Российской Федерации и Турецкой республики Владимира Владимировича Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Руководители встретились, поздоровались, поговорили.

Президент Эрдоган накануне уверенно вещал об «историчности» своего визита, о «новой странице в двухсторонних отношениях» и о «дорогом и уважаемом друге Владимире» (вам это ничего не напоминает?). Помощник российского президента Юрий Викторович Ушаков поделился интимными подробностями прозрачно намекнув, что руководители двух стран могут обсудить компенсации за сбитый турками самолёт. Со страниц и из экрана звучало многоголосье радостных фанфар, о мудрой и последовательной политики РФ, о восстановлении турпотока в Анталию, о создании оси «Москва-Анкара» в противовес США и ЕС, о…

Но вот спрошу я вас, зачем нам было необходимо это непременное извинение Эрдогана за сбитый самолёт? И даже требование заплатить за него, настойчиво звучавшее с самых высоких трибун с первых дней трагического инцидента. Так В.В. Путин в 2015 году заявил: «…до сих пор не слышим ни внятных извинений с высшего политического уровня Турции, ни предложений по возмещению вреда и ущерба, ни обещаний наказать преступников за содеянное преступление». Госпожа Валентина Ивановна Матвиенко вторила ему: «Мы ждем от Турции возмещения ущерба России и семьям погибших двух (sic!) наших офицеров. Это преступление не забудется, оно не останется безнаказанным».

Прошло семь месяцев. И? Уже забыли незабываемое? Уже вытащили «нож из спины»? Наказали преступников? Теперь миримся с Турцией? «Целуемся в дёсны»?

Благодушество в международных делах род благоглупости или инфантилизма. Нам мало уроков в виде иска бывших акционеров ЮКОСА, неразумного голосования за резолюцию №1973 по безполётной зоне над Ливией, словесных гарантий западных политиков о не расширении НАТО на восток в 80-е годы прошлого века забытых ими через пять лет, письменных гарантий со стороны ЕС в переговорах между евромайданом и Януковичем, забытых ими на следующие сутки?..

Потому давайте рассмотрим вопрос нормализации отношений между РФ и Турцией с трезвой именно политической точки зрения. То есть так, как только и можно это делать в межгосударственных отношениях.

Плюсы от нормализации для Турции очевидны и значительны: и политические и экономические. Она сейчас оказалась в некоторой политической изоляции. У Турции напряжённые отношения с США, непростые с арабскими монархиями, большие трения с ЕС. Намечается настоящий провал всей её ближневосточной политики последнего десятилетия. Страна изнутри раздирается гражданской войной. Усиливаются экономические трудности, на фоне стагнации мировой экономики. Растут противоречия внутри элиты. Целая цепь непрекращающихся неудач.

На этом фоне, сближение с Россией позволяет Эрдогану, по крайней мере, получить передышку и оглядеться. Одновременно  можно маленько позлить слабонервных европейцев и огрызнуться на США, которые активно стали помогать курдским организациям. Это же, ослабление напряжённости помогает Эрдогану сбить накал критики внутри Турции и дать надежду, части турецкого бизнеса, на улучшение экономической ситуации через возвращения их на российский рынок.

Кроме того РФ известна отстаиванием, до последнего, территориальной целостности существующих государств, даже в ущерб своим политическим интересам. У неё отсутствуют самостоятельные глобальные политические амбиции и она готова многое положить для поддержания межгосударственного статус-кво. Что сегодня на руку Турции.

Но разве у кого-то есть сомнение, что буде представится возможность давления на РФ, Эрдоган вспомянет «друга Володю» и не воспользуется моментом для получения политических дивидендов? Кто-то в это верит? Сиё не в характере ни самого Эрдогана, ни вообще турецкой дипломатии и политики в целом.

С Турцией ясно. Ну а что у нас?

Во-первых, полгода, со дня сбития самолёта, у РФ в руках был козырь, которым мы даже не попытались воспользоваться. Как и в случае с переворотом на Украине и легитимным президентом на нашей территории. Мы опять «разменяли миллион по рублю». Мы сидели и ждали извинений и грошёвой компенсации за политические оскорбления, за, как верно сказал В.В. Путин, «нож в спину» со стороны Турции и лично Эрдогана. Деньги за «нож в спину»? Как это прикажете понимать?

Случился политический казус. Надо извлекать из него максимально возможные политические и экономические дивиденды. Но для этого надо конечно иметь политическую стратегию, политическую волю и политическую цель. Последняя предполагает наличие политического врага, в противостоянии с которым она достигается. Отказ от определения политического врага и сведение всех международных отношений лишь к торговле, говорит не об отсутствии такого врага, а о том, что вы передали это право – определять своего врага и друга, кому-то другому. Мы же стесняемся даже подумать о возможности появления такого субъекта – политического врага, а не то, что его назвать и начать проводить осмысленную политику по противодействию оному.

Во-вторых, перед нами извинились, довольно криво. Но мы и этому рады. Похоже «партнёры» решили вести бесконечные переговоры о согласовании деталей компенсации. А там, сами знаете, «либо ишак, либо шах…» Но нам и это хорошо. Как же-с, торговаться-с это нормально-с. Бизнес. Хотя ранее руководство РФ объявляло «деньги за самолёт» – обязательным условием возобновления нормальных отношений. А тут, письмо, звонок, мы уже на встрече и уже чуть не отменены все санкции и сняты все ограничения. Вы полагаете, что так добиваются уважения?

В-третьих, мы уже восстанавливаем все свёрнутые проекты. Среди первых – «Турецкий поток». Который, в частности, позиционируется как один из альтернативных украинскому маршрутов экспорта газа в Европу. Но отчего в Кремле решили, что поставки через Турцию более надёжны, чем через Украину? Последняя полностью подвластна Западу, который не допустит прекращения подачи газа своим потребителям. Все угрозы со стороны Украины – блеф. Не то Турция. Она способна проводить самостоятельную политику в этом вопросе. Через газопровод, Анкара получает, вместе с дармовым газом (у неё имеется дополнительная скидка), рычаг влияния как на РФ, так и на страны Балканского полуострова, всю Юго-Восточную Европу, а значит и на ЕС в целом. Заметьте, ложем мы трубу сию за свои деньги. Оплачивая и турецких подрядчиков. Одновременно сами строим и сами финансируем АЭС «Аккую» — прямого конкурента нашего газа в Турции. Ведь большая часть голубого топлива она расходует на выработку электроэнергии. Последствия такого «дальновидного» экономического сотрудничества РФ и Турции, каждый может рассмотреть сам.

Далее. «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это в полной мере относится к внутрироссийской туристической отрасли и к сельскому хозяйству, которые получили возможность интенсивного развития (правда без кредитования, но хоть так) из-за санкционного ухода продовольственных товаров ЕС, падения курсовой стоимости рубля и блокирования торговли с Турцией. Теперь, после разморозки отношений, резко ухудшатся условия для внутрироссийского туризма. Особливо в Крыму. Товары из Турции, начнут вновь вытеснять, было появившиеся российские. Турция станет новым, большим, удобным перевалочным пунктом для контрабандны подсанкционных товаров из Европы. В общем, все прелести открытого рынка снова «в гости к нам».

Потому, совершенно неясно какие экономические выгоды сулит восстановление торговли с Турецкой республикой?

1380821763_75

Ну и наконец, в четвёртых и в главных – политика. Турция всегда была, есть и будет политическим врагом России. Этого не преодолеть и не избыть. Тут экономика всегда отступит перед политикой. Отношения между Россией и Турцией могут быть более мирные или менее, но за ними всегда будет стоять историческая конкуренция наших государств в Черноморском регионе и на Балканах, которая обязательно проявится в сложный политический период. Даже сам факт вмешательства в Сирийские дела на стороне алавитов и Башара Хафеза аль-Асада, столь острожного и приверженного сугубо экономическому стилю мышления, руководства РФ, говорит о мощи исторически обусловленных политических процессов, что, силою вещей и помимо воли правящей в РФ группы, втягивают Россию в этот регион. И здесь мы необходимо выбираем определённые силы, политически нам близкие. Турция же опиралась и будет поддерживать совершенно иные «родственные» и полезные ей силы. Но при политических целях не союзных нашим, у неё и друзья другие и «дорожки» наши, в конце концов, пересекутся в неизбежной политической конфронтации.

Политический враг не превращается в торгового партнёра. Он уходит из категории врага, только в случае резкого изменения статуса одной из сторон. Так, после полного разгрома Сасанидской империи войсками императора Ираклия I, в первой четверти VII-го века, та перестала быть политическим врагом Византии, сойдя на нет. Но место сиё занял Арабский халифат, быстро поднявшийся из несущественного объединения племён до государства, претендовавшего даже на мировую гегемонию. Другой пример, политическое «примирение» Франции и Германии, случившееся после частичной потери ими собственной политической субъектности, по вхождению в ЕС. Не будет последнего – вспомнятся давние противоречия.

Но вернёмся к России и Турции.

С точки зрения нашей геополитической субъектности, России необходим надёжный долгосрочный контроль Босфора и Дарданелл. Сего никак невозможно достигнуть пока Турция является членом НАТО, имеет собственные политические имперские амбиции на Ближнем Востоке, Балканах и Причерноморье, пока в ней усиливается исламский фундаментализм.

Не надо наивно полагать, что трения с Турцией лишь временное или случайное явление. Уйдёт «султан» Эрдоган – уйдут «османские» амбиции Турции. Это кемализм – временное, а реверансы в сторону «дорогого и уважаемого друга Владимира» — мимолётное явления. Проливы, ислам и имперские надежды, вот постоянные и более глубокие, фундаментальные факторы формирующие политику Турции.

Потому, если подходить к отношениям с Турцией, не экономически близоруко, а политически, то наша стратегическая цель должна состоять в лишении Турции политической субъектности и, тем самым, полное снятие вопроса о Турции как влиятельном государстве, даже в отдалённой перспективе.

Следовательно мы, как государство, должны политически чётко понимать, вдумчиво и последовательно вести дело к распаду Турецкой республики на ряд независимых государств. Нам необходимо ясно осознавать наши политические интересы в отношении Турции, как это делает, например начальник военный разведки Израиля, генерал-майор Герц Хелеви относительно политических интересов Израиля и ситуации в Сирии. Он чётко обозначил, что его страна «не хочет видеть поражение ИГИЛ в войне». Сильная и единая Сирия политически не выгодна Израилю.

Для нас, как государства, недальновидно и даже глупо играть с кем-либо в политические поддавки в надежде на экономические коврижки, тем более с Турцией. Мы уже один раз прошлись по этим граблям в перестроечный и постперестроечный периоды. Обмен политического первородства на экономическую «чечевичную похлёбку» стоил нам целого СССР.

Будем повторять?

446369