Остроменский Михаил Петрович
политический любомудр
МОО «Вече», ВПП «Партия Дела», ОО «Альтернатива»,
Экономика сумасшедшего дома
«Именем Его Императорского Величества, Государя Императора Петра Первого,
объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!».
В.М. Гаршин «Красный цветок»
I
При всей экономической ориентированности мышления правящей в РФ группы, заключающейся в серьёзном сведении всей политики к одной лишь экономике, а порою и только к бизнесу, даже к бухгалтерским расчётам прибыли и убытку, тем не менее странных, экономически бессмысленных действия с её стороны – предостаточно. Многолетняя практика вложения государственных средств нашим ЦБ в иностранные ценные бумаги под незначительный или отрицательный процент, с одновременными займами на внешнем рынке, что самим государством, что государственными компаниями под вполне реальные проценты (до 14% годовых), является, наверное, самым вопиющим из них. Но, для полноты картины, недоставало очевидного штриха, земного воплощения сего экономического безумия, а не только практики заоблачных высот фанатичного монетаризма российского ЦБ. Таковой даёт нам экономические взаимодействия РФ и Турецкой республики – нового партнёра-фаворита правящей в РФ группы.
Главными фигурантами, предлагаемого к рассмотрению эпизода, выступают ПАО «Газпром» и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Обе компании плотно контролируются правящей группой РФ. В одной Председателем совета директоров числится Виктор Алексеевич Зубков, в бытность В.В. Путина Председателем правительства РФ, работавший его первым замом. А в другой, Председателем правления значится постоянный член Совета безопасности, с 2002 года и доныне, Председатель высшего совета партии «Единая Россия», «бывший член Государственной думы» и бывший, в течение двух сроков, её руководитель Борис Вячеславович Грызлов. Ну, тот «отливший в граните»: «Парламент не место для дискуссий».
Итак, Турция. Сегодня уже можно с уверенной определённостью констатировать, что она переболела кемализмом и пытается вернуться в естественное своё состояние – империи.
Второй момент, на который хотелось бы предварительно обратить внимание, это экономика Турции. Она хорошо диверсифицирована. Имеет развитую промышленность, причём как металлообработку, строительство, так и лёгкую. Все с приличным экспортным потенциалом. Ахиллесова пята здесь – слабое развитие науки и отсутствие знаний и опыта в сложных отраслях: электроэнергетика, авиастроение, ракетостроение, атомной промышленности, автомобильной, IT-индустрии и т.п. Вполне устойчивое сельское хозяйство. Большая проблема Турции – отсутствие значимых источников электроэнергии.
Собственно на удовлетворение этой насущной потребности турецкой экономики – много дешёвой электроэнергии и направлены оба проекта осуществляемых российскими организациями: строительство АЭС «Аккую» «Росатомом» и газопровода «Турецкий поток» «Газпромом». Ранее последний уже проложил в Турцию «Голубой поток». Поставки газа из РФ обеспечивают потребность оной на 60% (середина 2016 года). Большая часть которого (до 4/5) используется для выработки электроэнергии. Этот момент прошу запомнить, поскольку он крайне важен для дальнейшего рассмотрения.
II
Несмотря на мировой кризис и падения темпов роста турецкой экономики до 3% в год, проблема дефицита электроэнергии существует. Особенно актуальна она в перспективе. Потому Анкара с радостью дала согласие на переориентацию газопровода «Южного потока» через Болгарию, на «Турецкий поток» через Турцию, а в дальнейшем, через Эгейское море в Грецию и через Адриатическое в Италию.
Новый расклад с газопроводами полезен Анкаре ещё и в ином ключе. «Турецкий поток» прекрасно вписывается в стратегические её планы по превращению Турции в основной южный газовый транзитный узел для Европы. Изменение направления поставки российского газа приближает реализацию проекта Трансанатолийского газопровода, намеченного по её территории, для транспортировки «голубого топлива» из Азербайджана, Ирана, Ирака и Израиля в ЕС. Такой вариант вполне может остудить «горячие головы» Брюсселя, недовольных заходом «Газпрома» в Европу с юга. Ведь здесь налицо перспектива действительной и долгосрочной диверсификации поставщиков газа в ЕС. Восточный путь надёжно в руках РФ, а Норвегия полноценно заменить «Газпром» не в состоянии. Западный путь, транспортировки сжиженного газа, требует огромных вложений и существенной перестройки газовой инфраструктуры Европы. Близкий и не русский газ, по настоящему, есть только на Юге.
Более того, «Турецкий поток», строится на деньги «Газпрома», точнее на полученные им кредиты. Так стоимость морского участка оценивается в 6 млрд. долларов, а с процентами по кредитам в 9,5 млрд. Да, турки недавно выразили желание профинансировать на 50% строительство участка газопровода проходящего по их территории. Но это лишь пока устная декларация. Не более того.
Анкара, с вводом в эксплуатацию «Турецкого потока», существенно усилит свои экономические и, как следствие, политические позиции на Балканах и в Юго-восточной Европе. С учётом перспектив Турции как южного газового узла ЕС, должна существенно снизиться для неё цена газа, а возможно и стать нулевой (если считать доходы от транзита). Это удешевит производство электроэнергии и благоприятно скажется на экономике страны. А поставки газа через Трансанатолийский газопровод, позволят торговаться о цене оного с «Газпромом» с сильной позиции. Конечно сиё пока перспектива, но и окупаемость «Турецкого потока» (при 2-х ветках вместо 4-х планировавшихся в «Южном потоке»), в настоящее время приближается к 10 годам (с учётом строительства инфраструктуры). Т.е. сроки вполне сравнимые с возможностями возведения веток Трансанатолийского газопровода. Учитывая такую значительную окупаемость и экономические риски «Турецкого потока», многие комментаторы уже высказывали мнение, что проект этот не столько коммерческий сколько политический, даже геополитический. Правда, не ясно в чём же здесь геополитика для РФ?
Вторая крупная государственная инвестиция РФ в энергетику Турции – строительство АЭС «Аккую» в заливе Средиземного моря Анталья. Она возводится «Росатомом» по принципу «строй-владей-эксплуатируй» (СВЭ-принцип), который подразумевает, что подрядчик полностью сам проектирует, строит и финансирует объект, а доход получает либо от продажи части акций предприятия – владельца объекта, либо от прибыли по продаже продукции, уже после ввода объекта в эксплуатацию. Заказчик лишь выделяет землю и согласует документально. Все риски лежат на плечах подрядчика.
Строится эта АЭС уже не на коммерческие кредиты, как газопровод, а на кредиты из бюджета РФ «Росатому», по ставкам до 9% годовых. При том, что сама РФ заимствует в среднем под 6,9% годовых. Кроме того, кредитуют «Аккую» с разными отсрочками и льготными. Отметим, что «Росатом» такую методику, государственного бюджетного финансирования, применяет очень широко в своей деятельности.
СВЭ-принцип в атомной энергетики, из-за специфики отрасли, ранее ещё никем не применялся. В этом смысле проект АЭС «Аккую» — пионер. Пошёл «Росатом» на эту фактически авантюру не от хорошей жизни. Стоимость строительства им АЭС примерно на 15%, а стоимость выработки одного киловатт-часа на них на 10-12% выше, чем у конкурентов (США, Германии, Франции, Японии). Потому и здесь в Турции и в других странах (Белоруссия, Вьетнам, Венгрия, Бангладеш, Финляндия) строительство ведётся за счёт финансирования из бюджетных средств РФ. Правда не на основе СВЭ-принципа.
АЭС очень долго окупаются. По расчётам «Росатома» доход (не прибыль!) от АЭС «Аккую» в год должен составить 4 млрд. долларов. Стоимость проектная 20 млрд. долларов. Срок окупаемости оценивается в 17-19 лет. Срок эксплуатации 60 лет. После истечение срока соглашения о покупке Турцией электроэнергии (18 лет), мы обязаны перечислить туркам 20% всей чистой прибыли полученной за данный срок в счёт стоимость участка земли, на котором построена АЭС.
«Росатом» так же обязан, за свой счёт, снабжаем турок ядерным топливом, вывозить и утилизировать ядерные отходы, помочь в сооружении около ядерной инфраструктуры, обучить специалистов, осуществлять страховку и охрану объекта, 50% подрядов в строительстве передать турецким фирмам.
Уже из этих пунктов, с учётом финансирования из госбюджета, создаётся впечатление, что статус «Росатома» как некоммерческой организации, его руководители воспринимают буквально.
Мы опять приходим к тому же самому вопросу, что и с «Турецким потоком». Для Анкары АЭС «Аккую» стратегически важный долгосрочный проект, сооружаемый за чужой счёт, чужими руками, приносящий с первых дней доход и турецкому бизнесу и турецкой казне. А для нас? По словам тогдашнего (2012 год) генерального директора компании-генподрядчика по строительству АЭС «Аккую Нуклеар» Александра Ефимович Суперфина: РФ «пользуясь своим стратегическим ресурсом (опытом и знаниями) нашла возможность профинансировать строительство и отдача будет тоже стратегическая – стабильная выручка, источник дохода в течение 60-ти лет» (выделено мною ОМП). Комментарии по вопросу стратегии и геополитики тут мне кажутся излишними.
Любопытно, что А.Е. Суперфин, с 1990 по 2008 год, работал на разных должностях в крупнейшей американской инженерной компании «Бектел», небезызвестной своими очень тесными связями с высшим американским истеблишментом и арабскими монархами. В 2014 году он перешёл с «Аккую» на работу вице-президента ЗАО «Русатом Оверсиз», где он будет курировать развитие бизнеса атомной госкорпорации в странах Северной Америки.
III
Подведём краткие итоги.
Российская Федерация, на свои деньги строит параллельно и «Турецкий поток» и «Аккую». Но то и другое необходимы Турции для производства электроэнергии. Оба проекта, по сути, друг другу прямые конкуренты. Наличие АЭС позволяет Анкаре быть боле независимым от поставок газа и с сильной позиции говорить о его цене, а увеличение поставок газа и расширение их географии позволяет удерживать цены на электроэнергию и выдвигать дополнительные условия владельцам АЭС. Например, вблизи «Аккую» нет крупных потребителей электроэнергии, курортная Анталия, а обязательств строить ЛЭП и подстанций у турок нет. Но ведь после того как «Росатомом» будут вложены огромные средства в проектирование и начало строительства АЭС, при наличии надёжного тыла, в виде газа от «Турецкого потока» и перспектив Трансанатолийского газопровода, можно сделать ему предложение о строительстве, за его счёт, ещё и инфраструктуры, от чего будет сложно отказаться.
Далее, уже работает «Голубой поток», будет построен «Турецкий поток», с продолжением в Европу. Под всё это РФ создала полноценную газовую инфраструктуру, которой у Турции ещё пятнадцать лет назад не было и в помине. После размораживания отношений с Ираном, уже по факту существующих положительных тенденций арабского политики в отношении Израиля – реальность Трансанатолийского газопровода, а значит, прямой конкуренции с российским газом, на рынке Турции и ЕС становится элементами политики и экономики сегодняшнего дня, а не гадательной перспективы.
А решив однажды строить АЭС по СВЭ-принципу, «Росатому» будет существенно труднее вести переговоры с потенциальными заказчиками по иному варианту финансирования. Они, имея прецедент «Аккую», захотят также, как и турки, возложить все тяготы финансирования, ответственности и риски на РФ.
Здесь мы ещё почти не рассматривали геополитические последствия этой экономической, с позволения сказать, деятельности. Так строительство АЭС «Аккую» вызвало большое недовольство Кипра и Греции, хотя экономически более слабых, чем Турция, но относящихся к политическим стратегическим союзникам России, в отличие от последней.
И это всё называется экономикой?
А господа А.Б. Миллер и С.В. Кириенко, наверное, искренне полагают, что занимаются бизнесом.