Экономика сумашедшего дома.

Остроменский Михаил Петрович

политический любомудр

МОО «Вече», ВПП «Партия Дела», ОО «Альтернатива»,

 

Экономика сумасшедшего дома

56f9b3fbe63a3_1459205115

«Именем Его Императорского Величества, Государя Императора Петра Первого,

объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!».

В.М. Гаршин «Красный цветок»

 

I

При всей экономической ориентированности мышления правящей в РФ группы, заключающейся в серьёзном сведении всей политики к одной лишь экономике, а порою и только к бизнесу, даже к бухгалтерским расчётам прибыли и убытку, тем не менее странных, экономически бессмысленных действия с её стороны – предостаточно. Многолетняя практика вложения государственных средств нашим ЦБ в иностранные ценные бумаги под незначительный или отрицательный процент, с одновременными займами на внешнем рынке, что самим государством, что государственными компаниями под вполне реальные проценты (до 14% годовых), является, наверное, самым вопиющим из них. Но, для полноты картины, недоставало очевидного штриха, земного воплощения сего экономического безумия, а не только практики заоблачных высот фанатичного монетаризма российского ЦБ. Таковой даёт нам экономические взаимодействия РФ и Турецкой республики – нового партнёра-фаворита правящей в РФ группы.

Главными фигурантами, предлагаемого к рассмотрению эпизода, выступают ПАО «Газпром» и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Обе компании плотно контролируются правящей группой РФ. В одной Председателем совета директоров числится Виктор Алексеевич Зубков, в бытность В.В. Путина Председателем правительства РФ, работавший его первым замом. А в другой, Председателем правления значится постоянный член Совета безопасности, с 2002 года и доныне, Председатель высшего совета партии «Единая Россия», «бывший член Государственной думы» и бывший, в течение двух сроков, её руководитель Борис Вячеславович Грызлов. Ну, тот «отливший в граните»: «Парламент не место для дискуссий».

Итак, Турция. Сегодня уже можно с уверенной определённостью констатировать, что она переболела кемализмом и пытается вернуться в естественное своё состояние – империи.

Второй момент, на который хотелось бы предварительно обратить внимание, это экономика Турции. Она хорошо диверсифицирована. Имеет развитую промышленность, причём как металлообработку,  строительство, так и лёгкую. Все с приличным экспортным потенциалом. Ахиллесова пята здесь – слабое развитие науки и отсутствие знаний и опыта в сложных отраслях: электроэнергетика, авиастроение, ракетостроение, атомной промышленности, автомобильной, IT-индустрии и т.п. Вполне устойчивое сельское хозяйство. Большая проблема Турции – отсутствие значимых источников электроэнергии.

Собственно на удовлетворение этой насущной потребности турецкой экономики – много дешёвой электроэнергии и направлены оба проекта осуществляемых российскими организациями: строительство АЭС «Аккую» «Росатомом» и газопровода «Турецкий поток» «Газпромом». Ранее последний уже проложил в Турцию «Голубой поток». Поставки газа из РФ обеспечивают потребность оной на 60% (середина 2016 года). Большая часть которого (до 4/5) используется для выработки электроэнергии. Этот момент прошу запомнить, поскольку он крайне важен для дальнейшего рассмотрения.

 

II

ggg

Несмотря на мировой кризис и падения темпов роста турецкой экономики до 3% в год, проблема дефицита электроэнергии существует. Особенно актуальна она в перспективе. Потому Анкара с радостью дала согласие на переориентацию газопровода «Южного потока» через Болгарию, на «Турецкий поток» через Турцию, а в дальнейшем, через Эгейское море в Грецию и через Адриатическое в Италию.

Новый расклад с газопроводами полезен Анкаре ещё и в ином ключе. «Турецкий поток» прекрасно вписывается в стратегические её планы по превращению Турции в основной южный газовый транзитный узел для Европы. Изменение направления поставки российского газа приближает реализацию проекта Трансанатолийского газопровода, намеченного по её территории, для транспортировки «голубого топлива» из Азербайджана, Ирана, Ирака и Израиля в ЕС. Такой вариант вполне может остудить «горячие головы» Брюсселя, недовольных заходом «Газпрома» в Европу с юга. Ведь здесь налицо перспектива действительной и долгосрочной диверсификации поставщиков газа в ЕС. Восточный путь надёжно в руках РФ, а Норвегия полноценно заменить «Газпром» не в состоянии. Западный путь, транспортировки сжиженного газа, требует огромных вложений и существенной перестройки газовой инфраструктуры Европы. Близкий и не русский газ, по настоящему, есть только на Юге.

Более того, «Турецкий поток», строится на деньги «Газпрома», точнее на полученные им кредиты. Так стоимость морского участка оценивается в 6 млрд. долларов, а с процентами по кредитам в 9,5 млрд. Да, турки недавно выразили желание профинансировать на 50% строительство участка газопровода проходящего по их территории. Но это лишь пока устная декларация. Не более того.

Анкара, с вводом в эксплуатацию «Турецкого потока», существенно усилит свои экономические и, как следствие, политические позиции на Балканах и в Юго-восточной Европе. С учётом перспектив Турции как южного газового узла ЕС, должна существенно снизиться для неё цена газа, а возможно и стать нулевой (если считать доходы от транзита). Это удешевит производство электроэнергии и благоприятно скажется на экономике страны. А поставки газа через Трансанатолийский газопровод, позволят торговаться о цене оного с «Газпромом» с сильной позиции. Конечно сиё пока перспектива, но и окупаемость «Турецкого потока» (при 2-х ветках вместо 4-х планировавшихся в «Южном потоке»), в настоящее время приближается к 10 годам (с учётом строительства инфраструктуры). Т.е. сроки вполне сравнимые с возможностями возведения веток Трансанатолийского газопровода. Учитывая такую значительную окупаемость и экономические риски «Турецкого потока», многие комментаторы уже высказывали мнение, что проект этот не столько коммерческий сколько политический, даже геополитический. Правда, не ясно в чём же здесь геополитика для РФ?

Вторая крупная государственная инвестиция РФ в энергетику Турции – строительство АЭС «Аккую» в заливе Средиземного моря Анталья. Она возводится «Росатомом» по принципу «строй-владей-эксплуатируй» (СВЭ-принцип), который подразумевает, что подрядчик полностью сам проектирует, строит и финансирует объект, а доход получает либо от продажи части акций предприятия – владельца объекта, либо от прибыли по продаже продукции, уже после ввода объекта в эксплуатацию. Заказчик лишь выделяет землю и согласует документально. Все риски лежат на плечах подрядчика.

Строится эта АЭС уже не на коммерческие кредиты, как газопровод, а на кредиты из бюджета РФ «Росатому», по ставкам до 9% годовых. При том, что сама РФ заимствует в среднем под 6,9% годовых. Кроме того, кредитуют «Аккую» с разными отсрочками и льготными. Отметим, что «Росатом» такую методику, государственного бюджетного финансирования, применяет очень широко в своей деятельности.

СВЭ-принцип в атомной энергетики, из-за специфики отрасли, ранее ещё никем не применялся. В этом смысле проект АЭС «Аккую» — пионер. Пошёл «Росатом» на эту фактически авантюру не от хорошей жизни. Стоимость строительства им АЭС примерно на 15%, а стоимость выработки одного киловатт-часа на них на 10-12% выше, чем у конкурентов (США, Германии, Франции, Японии). Потому и здесь в Турции и в других странах (Белоруссия, Вьетнам, Венгрия, Бангладеш, Финляндия) строительство ведётся за счёт финансирования из бюджетных средств РФ. Правда не на основе СВЭ-принципа.

АЭС очень долго окупаются. По расчётам «Росатома» доход (не прибыль!) от АЭС «Аккую» в год должен составить 4 млрд. долларов. Стоимость проектная 20 млрд. долларов. Срок окупаемости оценивается в 17-19 лет. Срок эксплуатации 60 лет. После истечение срока соглашения о покупке Турцией электроэнергии (18 лет), мы обязаны перечислить туркам 20% всей чистой прибыли полученной за данный срок в счёт стоимость участка земли, на котором построена АЭС.

«Росатом» так же обязан, за свой счёт, снабжаем турок ядерным топливом, вывозить и утилизировать ядерные отходы, помочь в сооружении около ядерной инфраструктуры, обучить специалистов, осуществлять страховку и охрану объекта, 50% подрядов в строительстве передать турецким фирмам.

Уже из этих пунктов, с учётом финансирования из госбюджета, создаётся впечатление, что статус «Росатома» как некоммерческой организации, его руководители воспринимают буквально.

Мы опять приходим к тому же самому вопросу, что и с «Турецким потоком». Для Анкары АЭС «Аккую» стратегически важный долгосрочный проект, сооружаемый за чужой счёт, чужими руками, приносящий с первых дней доход и турецкому бизнесу и турецкой казне. А для нас? По словам тогдашнего (2012 год) генерального директора компании-генподрядчика по строительству АЭС «Аккую Нуклеар» Александра Ефимович Суперфина: РФ «пользуясь своим стратегическим ресурсом  (опытом и знаниями) нашла возможность профинансировать строительство и отдача будет тоже стратегическая – стабильная выручка, источник дохода в течение 60-ти лет» (выделено мною ОМП). Комментарии по вопросу стратегии и геополитики тут мне кажутся излишними.

Любопытно, что А.Е. Суперфин, с 1990 по 2008 год, работал на разных должностях в крупнейшей американской инженерной компании «Бектел», небезызвестной своими очень тесными связями с высшим американским истеблишментом и арабскими монархами. В 2014 году он перешёл с «Аккую» на работу вице-президента ЗАО «Русатом Оверсиз», где он будет курировать развитие бизнеса атомной госкорпорации в странах Северной Америки.

 

III

14223625775689

Подведём краткие итоги.

Российская Федерация, на свои деньги строит параллельно и «Турецкий поток» и «Аккую». Но то и другое необходимы Турции для производства электроэнергии. Оба проекта, по сути, друг другу прямые конкуренты. Наличие АЭС позволяет Анкаре быть боле независимым от поставок газа и с сильной позиции говорить о его цене, а увеличение поставок газа и расширение их географии позволяет удерживать цены на электроэнергию и выдвигать дополнительные условия владельцам АЭС. Например, вблизи «Аккую» нет крупных потребителей электроэнергии, курортная Анталия, а обязательств строить ЛЭП и подстанций у турок нет. Но ведь после того как «Росатомом» будут вложены огромные средства в проектирование и начало строительства АЭС, при наличии надёжного тыла, в виде газа от «Турецкого потока» и перспектив Трансанатолийского газопровода, можно сделать ему предложение о строительстве, за его счёт, ещё и инфраструктуры, от чего будет сложно отказаться.

Далее, уже работает «Голубой поток», будет построен «Турецкий поток», с продолжением в Европу. Под всё это РФ создала полноценную газовую инфраструктуру, которой у Турции ещё пятнадцать лет назад не было и в помине. После размораживания отношений с Ираном, уже по факту существующих положительных тенденций арабского политики в отношении Израиля – реальность Трансанатолийского газопровода, а значит, прямой конкуренции с российским газом, на рынке Турции и ЕС становится элементами политики и экономики сегодняшнего дня, а не гадательной перспективы.

А решив однажды строить АЭС по СВЭ-принципу, «Росатому» будет существенно труднее вести переговоры с потенциальными заказчиками по иному варианту финансирования. Они, имея прецедент «Аккую», захотят также, как и турки, возложить все тяготы финансирования, ответственности и риски на РФ.

Здесь мы ещё почти не рассматривали геополитические последствия этой экономической, с позволения сказать, деятельности. Так строительство АЭС «Аккую» вызвало большое недовольство Кипра и Греции, хотя экономически более слабых, чем Турция, но относящихся к политическим стратегическим союзникам России, в отличие от последней.

И это всё называется экономикой?

А господа А.Б. Миллер и С.В. Кириенко, наверное, искренне полагают, что занимаются бизнесом.

26