Компания «Роснефть», эмират Катар, министр Улюкаев и президент Трамп…

Остроменский М.П.

политический любомудр

 

«У нас нет во внешней политике никакой идеологии»
С.В. Лавров министр иностранных дел РФ
(январь 2008)

sechin-3

В начале декабря 2016 года председатель совета директоров АО «Роснефтегаз» Игорь Иванович Сечин доложил президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину о том, что 19,5% акций ПАО «НК «Роснефть», проданы крупному мировому торговцу сырьём швейцарской компании Glencore и суверенному фонду эмирата Катар — Qatar Investment Authority (QIA). Оные получат по 9,75% заплатив, в общей сложности, 10,2 млрд. евро. Президент, благосклонной улыбкой, «благословил» сделку и с достоинством назвал её крупнейшей мировой, в энергетической области, за последний год. Бюджет страны теоретически должен получить 692,5 млрд. рублей. Ещё 300 тысяч евро доплатит сам «Роснефтегаз» из, откуда-то взявшихся, дополнительных дивидендов (!).

Хотя все ожидали продажи «Роснефти», как и многих других активов России, о чём правящая в РФ группа не раз объявляла, тем не менее данная конкретная сделка и с такими участниками и таким образом совершённая, стала настоящей неожиданностью для общества и рынка. В этой связи возникает ряд вопросов, на которые мы попытаемся кратко и меру своего разумения ответить.

Итак, как продали, зачем продали и кому продали…

Наверное, мало кто обратил внимание (хотя таки обратили), что И. И. Сечин, докладывал президенту о сделке, скорее не как главный исполнительный директор ПАО «Роснефть», а как представитель АО «Роснефтегаз», которое, а не государство, собственно и владело по факту акциями «Роснефти». Тут два любопытных момента. Первый. Получается, что председатель совета директоров «Роснефтегаза» одновременно есть и глава компании, владельцем которой «Роснефтегаз» является. Что называется «пустили козла в огород» — контролировать самого себя. Если вспомнить, что вице-президент (до мая 2016) «Роснефти» Лариса Вячеславовна Каланда с 2007 года одновременно ВРИО гендиректора «Роснефтегаза», то картина распоряжение госпакетом акций «Роснефти» и доходов по ним, становиться близкой к абсурдной. Конечно, никто не скрывал, что государство не владеет напрямую «Роснефтью», хотя об этом и не распространялись особенно, скромно именуя акции, находящиеся в собственности «Роснефтегаза», государственным пакетом.

В результате продажи доля «Роснефтегаза» в «Роснефти» уменьшился с 69,5 до 50% плюс три акции. Остальными собственниками теперь являются: РФ – 0,000000009%, по 9,75% Glencore и QIA, 19,75% ВР, прочие акционеры, в том числе небанковская кредитная организация АО «Национальный расчетный депозитарий» — 10,75%

Второй момент. Вот многие лица из правящей группы говорят о недостаточном бюджете государства, о сокращении поступления налогов и не налоговых платежей. Потому, для сбалансированности расползающегося бюджета государства и требуется приватизация. Но, как оказалось и далеко за деньгами ходить-то не надо. Сморим на «Роснефтегаз». Она на 100% принадлежит государству, но являясь публичной коммерческой компанией, может тратить деньги не спрашивая само государство. Мы видим, что доходы, от почти 70% акций «Роснефти» и более 10% акций «Газпрома», не поступали в бюджет в полном объёме. Они тратились, например, на выкуп акций ИНТЕР РАО или финансирование дальневосточных судостроительных заводов и Территории опережающего развития «Большой Камень» или на доплату в бюджет 300 тысяч евро за сделку с акциями «Роснефти».

Последнее вообще пикантно настолько, что на память приходят «легендарные» залоговые аукционы середины 90-х. Тогда государство давало избранным людям деньги, на выкуп у него же самого его активов. Нынче, 100% государственная компания «Роснефтегаз» доплачивает государству деньги, за счёт прибыли от государственного пакета акций, чтобы иностранные компании могли купить акции «Роснефти» и в бюджет поступила, та минимальная сумма, что утверждена правительством. Короче, бюджет доплатил в бюджет, чтобы кто-то мог купить государственную собственность подешевле…

Хотя, с другой стороны, в пресс-релизе АО «Роснефтегаза» этого года,  говориться о том, что согласно Указу Президента РФ от 22.05.2012 № 695, основным направлением его деятельности является финансирование предприятий ТЭК для их докапитализации, а отнюдь не наполнение бюджета. Так шта-а-а-а… Ну, по крайней мере это честнее, чем в ситуации с ЦБ РФ, который обязан, согласно ст. 75 Конституции РФ, обеспечивать устойчивость национальной валюты. Однако, в начале ноября, глава этого банка Э. С. Набиуллина объявляет об отправлении рубля в «свободное» рыночное «плавание». Тем самым, государственный чиновник высшего ранга впрямую и открыто нарушил высший закон страны! И ничего. Безмолвствуют и президент и Конституциональный суд и государственная Дума. Ну видимо так надо…

Правда непонятно вообще, зачем продавать «Роснефть» — курицу несущую «золотые яйца»? Её чистая прибыль за прошлый год составила более 5,8 млрд долларов. В 2013 году она была чуть не в 2 раза больше (из-за более дешёвого доллара). Таким образом, деньги полученные ныне от продажи, отбивались за три, максимум четыре года! Возможно планируются какие-то удивительные покупки активов? Но вроде что-то говорили о бюджете? Постойте, мы уже указали на неиссякаемый источник финансов — прибыль «Роснефти» — из которого теперь будут пить швейцарцы и катарцы. Они, а не мы, не наш бюджет!

14-1

К слову, ряд «аналитиков» утверждают, что продажа акций «Роснефти» — есть прорыв РФ экономической блокады Запада. Благодаря этому акту мы получили значительное влияние на мировой рынок торговли сырьём и на политику султаната Катар. Более абсурдного утверждения придумать сложно. Ребята! Это не мы купили, а нас купили! Это на нас теперь будут оказывать влияние акционеры, а не мы на них. Это они будут требовать от нас денег, в виде дивидендов и роста курса акций! Что говорит Шейх Абдулу бин Мохаммед бин Сауд аль-Тани, президент суверенного фонда Катара? «Сделка демонстрирует нашу стратегию, направленную на осуществление инвестиций в высококачественные активы со стратегическими партнерами по всему миру для генерации долгосрочных финансовых доходов». Иначе — нужны, в продолжительном периоде времени, постоянные доходы. Вот и подавайте их. Правда есть вопрос: а нам самим они, постоянные доходы в длительном периоде времени, не нужны? Похоже, что нет…

Ничего личного, господа-с — просто бизнес… Не ясно правда — чей бизнес.

Ну, а кому же продали? Власти РФ не раз заявляли, что государственные активы необходимо продать серьёзным инвесторам, чтобы они развивали компании, чтобы повышалась их капитализация, росли компетенции, всё такое прочее… Но то декларации. А что на деле?

Акции «Роснефти» ушли торговцу и финансовому фонду. Но ни тот, ни другой не могут считаться стратегическими инвесторами! Они не будут вкладывать деньги в развитие компании. У них другой бизнес.

Швейцарский Glencore например, уже начал получать привилегии от своей покупки — ему обещано дополнительные поставки нефти. И это понятно, он торговец, который и дальше будет выбивать себе объёмы и скидки, в ущерб собственно самой «Роснефти», потому как основной свой доход трейдер получает именно с торговли сырьём, а не от дивидендов по акциям. А помочь в бизнесе «Роснефти» он ничем не в состоянии, ибо не компетентен в области собственно добычи нефти.

С фондом  QIA всё ещё интересней. Тот принадлежит эмирату Катар, который является, наверное, самым последовательным и злейшим врагом РФ на Ближнем Востоке. Кроме того, как Турция — единственная страна, которая за последние десятилетия подло и совершенно безнаказанно сбила наш истребитель, так и Катар — единственная страна, где впервые, за многие последние десятилетия, пытались арестовать нашего посла! По крайней мере, скрутили ему руки и положили лицом в пол. В результате посол РФ В. Е. Титаренко стал инвалидом — повреждена сетчатка глаза.

Но, что с Турцией, мы, подувшись полгода, вновь стали налаживать тесные связи, за что те сразу отплатили нам заявлением о необходимости свергнуть Башара Асада, так и с Катаром, который даже не принёс извинений за инцидент с послом, правящая группа решила налаживать деловые отношения, несмотря на его продолжающуюся активную и последовательную антироссийскую и антисирийскую политику. Эмират широко известен финансовой поддержкой чеченских боевиков и радикальной исламской сирийской антиправительственной оппозиции. Вот, намедни, в конце ноября 2016 года, Мухаммад бен Абдеррахман аль-Тани, министра иностранных дел Катара, заявил, что и дальше они будут оказывать моральную поддержку повстанцам, которые терпят поражение от сирийской армии. И?

Но и более того, «Роснефть» теперь будет выплачивать дивиденды Катарскому фонду, который будет продолжать финансировать радикалов в Сирии, которые будут убивать наших солдат? Скажите, как это относится к вменяемой национально ориентированной международной политике? В намеченном тренде надо продать Сбербанк саудавцам, Новороссийский порт туркам, и передать в аренду Японии острова Курильской гряды… С последним похоже уже определились. Наверное и прочее на за горами. Это ж выгодный бизнес!

Что же, партия на мировой шахматной доске — гениально разыгрывается нашей правящей группой!

2-5

Наконец министр Улюкаев. Вспомним фабулу его ареста. Один из ключевых министров РФ лично попадается на получение им взятки в 2 млн. долларов наличными (!), которые он якобы вымогал от «Роснефти» за согласование на покупку той «Башнефти». Вам не смешно? Мне – забавно. Не в том смысле, что я не верю, что Улюкаев мог брать взятки или что он таки противник продажи «Роснефти». Просто, господа: министр экономразвития, да наличкой, да каких-то два миллиона долларов, да лично пересчитывал и привезли «зелень» в чемодане, да всё это происходило в офисе «Роснефти», а вымогал Улюкаев деньги у Сечина… Это ж сценарий дешёвого трешевого американского детектива 80-х годов. Даже без спецэффектов.

Мы знаем, что господин Улюкаев активный сторонник передачи в частные руки государственной собственности. Мы знаем, что Улюкаев видный член, так называемого «либерального» крыла правящей группы РФ, тогда как Сечин относится скорее к «силовикам» и лично близок к В. В. Путину. Мы знаем, что у г-на Улюкаева не простые отношения с г-ном Сеченым. Осмысливая всё это и видя так происшедшую продажу акций «Роснефти» можно и пофантазировать.

Думается, что готовившаяся Сеченым с сотоварищи сделка по продаже акций «Роснефти» имела очень активных противников среди правящей группы. Противников не продажи как таковой, а методам и списку предполагаемых бенефициантов. В верхах ходили и другие мнения. Борьба была настолько серьёзная, что сделка находилась на грани срыва. Стороны не могли договориться и не хотели уступать. Тогда одна из них вынула «кольт» — последовал арест Улюкаева. Это было сигналом – мы готовы к самым решительным акциям и не потерпим дальнейших противодействий. Это как предупредительный выстрел в воздух. Если не тормознёшь — следующий в голову.

Можно провести аналогию с арестом М. Б. Ходорковского. Арест, суд и посадка бывшего главы «Юкоса», кроме всего прочего, имели конкретное послание ко всем «олигархам» «розлива 90-х» — группа Путина будет отстаивать политическую власть по серьёзному, потому давайте отделим «кесарево и богово». Тогда все поняли. Ну почти все. Некоторые, кто не мог или не хотел или считал ниже своего достоинства — эмигрировали, побросав здесь «и завода и газеты и пароходы»… Конечно потом власть и бизнес опять стали срастаться и переплетаться. Впрочем, уже по другим правилам. Но это и другая история.

Так вот. Как тогда арест Ходорковского был сигналом олигархам, так и сегодня арест Улюкаева — сигнал, который был и понят и принят. Флажки увидели — сделка состоялась. Все довольны. А Улюкаев? А что Улюкаев? Уверен, дело о взятке развалится если не на стадии следствия, то на стадии суда — точно. Вот он уже сидит под домашнем арестом, а не в камере. Вполне комфортно. Потом выяснится, что денег он не трогал и пальчики на них ни его, да и не было никаких денег вообще или они были, но предназначались для «голодающих детей Африки»… Как в той истории с виолончелями С. П. Ролдугина, помните?..

Византия-с… господа, Византия-с.

Что же из всего этого следует? Следует очевидное — правящая группа РФ не умеет или не хочет думать стратегически как политики. Тем более политики такой страны как Россия. Они действуют даже не как бизнесмены, а всего лишь как торговцы и бухгалтера. И это плохо. Плохо в двойне, в связи с победой на президентских выборах в США Дональда Джона Трампа. Отчего это, спросите? Конечно и мне как-то ближе этот рыжий мальчиш-плохиш, чем бесноватая бабка-ёжка Хиллари. Но если смотреть, не по личной симпатии, а с точки зрения будущего моей страны, учитывая тех, кто сегодня здесь «за рулём», то даже не знаю чему здесь радоваться. Трамп — нормальная «акула капитализма». Одно то, что он заработал свои миллиарды как девелопер и прошёл через банкротство — характеризует его сполна. К тому же Трамп и не скрывает, что хочет сделать Америку снова великой. Этого, как мне кажется, наши политики в большинстве своём так и не поняли. То есть все конечно это знают, но совершенно об этом не догадываются. А потому и не принимают во внимания в актуальных политических действиях.

1_result-123

Победа Трампа возродит, начавшие было увядать иллюзии правящей группы РФ о возможности её вхождения в мировую элиту на равных с прочими правах. Правда под мировой элитой наши «наивно» понимают только денежные мешки и совершено не учитывают политику как таковую. Они серьёзно полагают, что всё решается деньгами и за деньги, всё считается на деньги и все стремятся только к деньгам. А коли так, то в политике, тем более мировой — самое главное финансовый результат. Мол, если политическому противнику показать «на пальцах», что конфронтация с РФ ведёт к большим обоюдным финансовым потерям, то тот быстро сядет за стол переговоров. После чего не составит труда заключить взаимовыгодное соглашение о разделе прибыли. И всё! Политический кризис преодолён. Политических противоречий — как не бывало.

Любопытно, что во внутренней политике у правящей группы РФ таких иллюзий нет. В России она действует очень жёстко, цинично и чётко — по-политически безжалостно давя в стране всякое разномыслие.

Увы нам, но с Трампом, да и вообще с политикой, всё не так как с экономикой. Политика отличается от экономике кардинально тем, что политические проблемы не решаются экономическими методами. Они решаются только политическими. Экономика влияет на политику, но только опосредованно — как поставщик ресурсов. Есть и обратное влияние. Но политика, гораздо более глубоко связанна с национальными и этническими особенностями населения. Она, давая политически организованным массам предельное разделение на друга и врага (по К. Шмитту), всегда берёт верх над экономикой. Посему с Трампом, нашим будет только казаться — легко договориться. На деле он будет отстаивать интересы Великой Америки гораздо более жёстче и последовательные, чем Барак Хусейн Обама II. Последний лишь расточал национальные силы Америки в пустых конфронтациях и попытках успеть повсюду. Трамп, как бизнесмен, с опытом реального кредитования и банкротства, прекрасно понимает проблему ограниченности ресурсов любого государства, в отличии от чистого политика Обамы и от наших торговцев, черпающих ресурсы из богатейших кладовых России. Он будет сосредотачивать силы на наиболее значимых и прибыльных, для его цели, направлениях пытаясь добиться успеха в ключевых точках.

Предстоящие 8 лет президентства Трампа (я почти уверен во втором сроке) помогут США существенно сплотиться, прийти в себя после либеральной вакханалии во власти и в мозгах, привести в порядок экономику, вооружённые силы и главное — саму нацию. И мы, в 2024 году, столкнёмся со страной единой, целеустремлённой, с мощным производством, сильной и опытной армией, патриотическим народом, амбициозной, достаточно цельной и самостоятельно мыслящей элитой. Что сможем мы, да и любая страна мира противопоставить этому новому «зверю»? В чьих руках будет его цепь? Кто будет отдавать ему команды?

И, самое главное — что тогда будем мы сами?