Дурацкий вопрос №4

Остроменский Михаил Петрович

политический любомудр

МОО «Вече», ВПП «Партия Дела», МОО «Альтернатива»

 

 

«…эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки…»

Nautilus Pompilius

der4

Ажиотаж общественной мысли в РФ от предложенных 15 января 2020 года поправок в конституцию государства временами напоминает массовый психоз. Все бросились активнейшим образом обсуждать, предлагать, спорить и удивляться. У всех возникли какие-то надежды и идеи. Экзальтация проникла даже в ряды оппозиционеров, ранее обычно отличавшихся трезвым мышлением. Так в одной из первых видео-реплик на предложения президента экономист и умный человек М. Г. Делягин, вдруг с восторгом начал описывать какие замечательные и тонкие настройки власти нам предлагаются. Мол, как здорово теперь будет разложена ответственность на разные ветви власти и те, чтобы остаться на плаву, должны будут шевелиться и договариваться друг с другом, должны начать проводить хоть какую-то работу и отвечать за результат. Вы это серьёзно? Проблема управленческого бессилия власти в РФ решается новой расстановкой прежних фигур и косметической правкой структуры? Может всё-таки ближе к истине дедушка Крылов со своей басней «Квартет»?

В этой связи у меня дурацкий вопрос, а что собственно произошло-то? Отчего все так возбудились? Господа и товарищи, вы поправки читали? Что такого кардинального было предложено, чтобы стать катализатором настоящей массовой истерии? Ведь совершенно очевидны цели внесения поправок, которые не срываются: подготовить верхнюю часть структуры власти к постепенному отходу от принятия реальных оперативных решений действующих персоналий правящей в РФ группы, при этом с оставлением за ними контроля. Всё. Ничего переворачивающего жизнь государства в них нет. Люди стареют, слабеют и естественно хотят подстраховаться от молодых волков. Но при этом основная структура власти им кажется почти идеальной.

Давайте теперь с трезвой головой вглядимся в суть дела.

Все предложенные В.В. Путиным поправки можно разделить на три группы, у которых разные задачи, но одна, указанная выше цель.

Первая группа, водит институт Госсовета и производит корректировку прав и обязанностей различных высшими органов государственной власти. По мысли авторов поправок, такие изменения должны будут компенсировать факт ухода из активной политики, такого мощного внутригосударственного стабилизирующего фактора как В.В. Путин, при сохранении относительного мира между различными российскими олигархическими группами в дальнейшем. Вне зависимости от того представитель какой из них займёт должность Президента.

С введением данной группы поправок структура власти в РФ окончательно приобретает институциональный вид олигархической республики. Массовые выборы имеют всё меньшее реальное значение, исполняя роль декорации. Впрочем декорации, крайне необходимой для обоснования права на власть в РФ нынешней группы власть предержащих в условиях их собственного идеологического инфантилизма и идейной пустоты. Саму власть предполагается и дальше распределять исключительно между своих, держа население и прочих жаждущих оной, как можно дальше.

Вторая группа поправок, хоть и входит в первую, но у неё имеется дополнительная задача. На фоне усиливающегося давления Запада на РФ и личные финансы акторов российской власти попытаться сплотить правящую группу и сформировать из неё именно российскую правящую группу. Наконец-то битая и не единожды цинично кинутая западным истеблишментом правящая в РФ группа, начала понимать, что она, несмотря на экономически сродную с Западом ментальность, политически для него чужая. Поэтому формальное ужесточение условий для кандидата в президенты РФ и внесение в конституцию требования отсутствия иностранного гражданства и вида на жительства за границей у высших должностных лиц государства, есть недвусмысленный сигнал о форме добропорядочного поведения персоналий власти.

Насколько это возымеет действие и получиться ли перебороть широко распространённый в высших слоях общества тип поведения, при котором в РФ делаются деньги, а на пенсию уезжают на Запад, трудно предсказать. Но в отсутствии внятной идеологии, с опорой лишь на формальный начётнический, вспоминаемый по праздникам патриотизм, успех такой трансформации вызывает большие сомнения. На данный момент привычка бизнес-отходничества уже сформировалась. У правящей группы, в том числе и высшего чиновничества, сегодня считается нормой, более того – хорошим тоном, разбогатев на государственной службе и уйдя от дел, переехать жить на Лазурный берег, в Лондон или Майями.

depositphotos_77571394-stock-photo-beautiful-venetian-masks-background

Декларацией намерений высшей власти – т.е. поправками в конституцию, кампанейщиной и периодическими посадками ситуацию не исправишь. Закон о запрете иностранного гражданства для высших чиновников и депутатов принят ещё в 2006 году, но кто-нибудь слышал о лишении депутатского мандата или увольнения с государственной службы за наличие вида на жительства? Только не говорите мне, что это означает отсутствие проблемы. Напротив, при обширности списка претендентов на изгнание с должностей нет ни одной попытки обвинить СМИ, в том числе вполне авторитетные, в клевете. Хотя среди фигурантов есть вполне себе шумные деятели. Ну а получить вид на жительство в ЕС при владении там недвижимостью – легче лёгкого.

Поэтому в данном вопросе властям нужен совершенно иной подход. Необходимо формировать новое отношение к РФ, не у массы населения, а именно со стороны представителей правящей группы и обслуживающих её лиц. Они должны связывать судьбу свою и, что чрезвычайно важно, своих детей с Россией, а не массово вывозить чад на учёбу и дальнейшее жительство куда угодно но не в РФ. Именно здесь, в России должно быт их гнездо. Но для этого необходима новая реальная идеология, а не те ошмётки случайных мыслей и подобранных пыльных идей, которыми сегодня наполнены головы властей.

К этой, второй группе поправок, примыкает и единственная действительно полезная для РФ новелла – изменение пункта Конституции, по которому ранее первенство отдавалось нормам международных договоров подписанных РФ, а не внутреннему законодательству. Поправка реально влияет на изменение существа РФ как государства, повышая его формальный суверенитет. Это первый реальный шаг демонстрирующих осознание властями – РФ как совершенно самостоятельного международного субъекта имеющего свои собственные ни к кому не привязанные интересы.

Но для того, чтобы вышеназванные изменения легитимировать, очень верно было предложено провести всероссийский опрос по поправкам. При этом необходимо, чтобы «За» проголосовало как можно большее количество граждан. Чтобы ни у кого ни внутри ни вне не вызвало сомнений в массовой поддержке населением существующего внутреннего status quo распределения власти.

Поэтому, во-первых среди поправок имеются совершенно популистские, но и не накладывающие ровно никаких обязанностей на центральную власть, однако якобы интересующие простой народ. Например, индексация пенсий или совпадение размеров МРОТ и прожиточного минимума. С последней правда получилось неловко, словно шулер нечаянно засветил лишнего туза: на фоне значительной потребительской инфляции Минтруд взял и понизил размер прожиточного минимума, т.е. в логике предлагаемых В.В. Путиным поправок теперь необходимо снизить МРОТ. Как говориться: Упс…

Во-вторых, такие популистские «лёгкие» поправки позволяют вести широкую рекламную и имиджевую компанию по привлечению граждан к урнам в день опроса и дают гарантию, что люди проголосуют как надо.

В-третьих, день голосования выбран будним, а объявлен выходным.

Вот я и хочу спросить, а чего все возбудились? Что собственно произошло такого необыкновенного?