«Новый курс» К.А. Бабкина и новые горизонты России

Остроменский М.П.

политический экспат

1516457_1920x1080x500

Будет печально, если на фоне эпидемии кроновируса, выхода Великобритании из ЕС, смены правительства в РФ и падения цен на нефть, останется незамеченной интересная и важная статья лидера ВПП «Партия дела», известного бизнесмена К.А. Бабкина «Новый курс».

Особенно замечательна экономическая часть текста. Строгая, логичная, последовательная, разумная. Видно, здесь всё продуманно и глубоко отрефлексировано. Хоть сейчас назначай автора премьер-министром РФ. Он точно знает, что делать, для чего и в какой последовательности. Значимость экономическим предложениям автора предаёт факт организации и ведения им успешного крупного международного бизнеса в сложной и конкурентной отрасли – сельхозмашиностроение.

Значительное место в статье автор уделяет взаимодействию власти и общества. Он абсолютно верно говорит, что в РФ отсутствует идея, объединяющая правящую группу и мизинное население в единое целое.

Но, чтобы объединится людям необходимо: а) доверять друг другу, о чём автор очень взвешенно и убедительно говорит и б) иметь долгосрочный коренной, действительный интерес в этом объединении. Сегодня нет ни того, ни другого. Поэтому, для движения к этому идеалу нам, требуется общая точка схождения, достижимый консенсус идей.

И вот тут наши взгляды с автором, при общем их совпадении, несколько расходятся. Я уверен, что утверждение автора: «Экономика в современном мире лежит в основе всего. … Оживить экономику России – самая важная задача» — ошибочны и направляют его по неверному пути. И именно по этой причине ему, в конце концов, не удаётся чётко сформулировать – какова же центральная идея могущая объединить разрозненных людей и разнообразные этносы в единую мощную нацию.

Будучи профессиональным экономистом и успешным бизнесменом, видя нелепую и разрушительную экономическую политику правительства, автор подпадает под естественную профессиональную деформацию восприятия – абсолютизируя значение экономики. Но политика это совсем не экономика. Последняя в политике играет подчинённую роль инструмента. И занимается политика экономикой только в видах получения достаточных ресурсов для осуществления политических целей.

Главная и единственная цель политики – власть. Домогаются власти для того, чтобы посредством её преобразовать общество и государство в благоприятном для властвующих направлении. Т.е. политическая власть нужна для материализации идеала государственного устройства имеющегося в головах у политических акторов.

Этот образ будущего или настоящего формулируется в виде идеологии.

Если же сердцевиной идеологии учредить экономику, то в конце концов результат будет аналогичный наблюдаемому сегодня в РФ. Какими бы благозвучными эпитетами не именовалась экономическая политика и какие-бы не провозглашали при этом лозунги.

Причина такой эволюции в том, что предельная дихотомическая категория экономики, т.е. пара понятий к которым можно свести чисто экономические мотивы и действия, есть рентабельное-нерентабельное. Иначе, любое экономическое действие должно быть рентабельным. И если это не так, то это не экономическое действие, а какое-то другое. Отсюда, если идеология, а вслед за ней и политика, провозглашают экономику самым важным, то на государственном уровне вся деятельность властей должна быть и будет сведена к максимизации общей экономической рентабельности.

Разрушительность для государства такого подхода наглядно демонстрирует развал СССР. Точкой бифуркации стал отказ правящей в СССР группы от стратегической цели построения коммунизма и замена её экономической целью – «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники»[1]. После такой замены, в идеологической доминанте, духовного преобразования человека на экономический рост, падение СССР стало лишь вопросом времени.

Но если не экономика, то что должно стать центом новой русской идеологии? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо учесть две вещи.

Во-первых, идеология это комплекс идей описывающих «правильный» образ государственного и общественного устройства. Это мечта, комплекс мифов о светлом завтра. А именно ожидаемая, но не воплощаемая мечта – есть движущая сила любой революции.

Во-вторых, в центре идеологии преобразования должны быть не выдумки близкие сердцу идеологов, а мифы и мечты наиболее чаемые массами, а потому способные их увлечь. Вспомним классические лозунги. Якобинцев: «Свобода, равенство, братство!» и большевиков: «Землю – крестьянам, фабрики – рабочим, мир – солдатам!».

Что же мы можем предложить в этом ключе. Какие базовые позиции наиболее могут быть восприняты населением и будут органичны патриотически настроенными представители власти? Думаю по крайней мере следующие две.

Во-первых. Сильная, независимая Россия. Именно на этом взлетел рейтинг В.В. Путина и именно на этой ноте он держится по сию пору. В этот лозунг, в эту мечту входит, очень точно и верно отмеченная автором, особенность России как одной из немногих Цивилизации. Т.е. надэтнического образования, которое предлагает всему человечеству нечто своё, уникальное, но ценное для всех. Что же это?

Во-вторых. Справедливость, как фундамент общественного и государственного устройства России. И этого пункта нет у сегодняшней власти, поскольку он внутренне чужд её идеологии – экономизму, вторичной производной от западного либерализма. Но именно справедливости жаждут люди. Мечта о построение справедливого общества может стать основой и связующим звеном для элиты и народа России. Более того, идеи построения общества справедливости, транслируемые во вне, позволят России стать лидером нового мира, который придёт на смену умирающему миру личной «безграничной свободы». Именно за справедливостью тянутся сегодня к России другие страны, не находя отклика своим проблемам и бедам в мире глобального чистогана, где единственное и окончательное мерило всего – деньги.

И вот мы предлагаем нации и миру новые цели и новые горизонты!

[1] . В. Сталин, Экономические проблемы социализма в СССР