Информационные и психологические операции как часть информационной войны стран НАТО (часть 2)

псих нато

С позиций доктрины психологических операций США их основной задачей является создать нейтральные, дружественные или гостеприимные зарубежные группы, которые поддержат достижения военных операций и победу национальных интересов США.

В рамках реализации, психологические операции оказывают влияние не только на политику и принимаемые решения, но и на возможность управлять государством и командовать войсками, воздействуют на волю к борьбе и заставляют подчиниться, оказать поддержку. Комплекс результатов и действий психологических операций создают избранную целевую аудиторию, поведение которой направлено на поддержку национальной политики и интересов США, на содействие выполнению задач командования театром военных действий на стратегическом (страна, государство), операционном (регион, область) и тактическом уровнях (отдельный участок местности, населённый пункт) [5, с. 6].

Психологические операции реализуются по направлениям, зависящим от периода ведения войны (мирное время, накануне и во время войны), и в соответствии с целями и задачами таких операций. Комплекс таких операций носит название «операций полного спектра» [5, с. 7].

В современных условиях такие операции и мероприятия развертываются и в киберпространстве, распространяя в информационном поле зарубежных стран эти же материалы, но в электронном виде.

Практическим результатом такой деятельности ожидается следующее [5, с. 7]:
— создание положительного образа вооружённых сил США и их союзников;
— информирование целевой аудитории о новых или запретных территориях;
— усиление эффекта демонстрации силы;
— предложение целевой аудитории альтернативного образа действий;
— преодоление цензуры, неграмотности или установление новых каналов информирования населения;
— использование этнических, культурных, религиозных или экономических различий в известных целях.

В интересах командования театра военных действий представители подразделений психологических операций США реализуют пять основных задач [5, с. 7]:

1. Подготовить рекомендаций для командования с указанием планируемых вооружёнными силами психологических мероприятий и операций, их целей и ожидаемого эффекта, имеющиеся ограничения. Такие рекомендации минимизируют влияние обстоятельств и нежелательных последствий, направлены на подавление воли противника к сопротивлению и усиливает успешность реализации мероприятий.

2. Воздействовать на население зарубежных стран путём направленного информирования с субъективных позиций для влияния на отношение и поведение в целях обеспечения их положительного расположения и невмешательства. Такие меры оказывают содействие военным операциям, минимизируют необходимость человеческих жертв и имущественного ущерба, а также обеспечивают выполнение задач США и их союзников.

3. Предоставить публичную информацию населению зарубежных стран для обеспечения гуманитарной деятельности, восстановления и укрепления законности, облегчения страданий, сохранения или восстановления гражданского порядка.

4. Служить информационным посредником между командованием и населением зарубежных стран для оповещения последних о намерениях и завоевании их доверия.

5. Реализовать меры контрпропаганды противника, использовать дезинформацию, ложные и противоречащие фактам сведения для изображения дружественных намерений корректно и в позитивном свете, таким образом, ограничивая его возможности по формированию определённого направления общественного мнения и политической воли против США и их союзников.

Для реализации вышеуказанных задач психологические операции США обладают следующими семью функциями [5, с. 8]:

1. Исполнение функций командования, контроля, коммуникаций, компьютерного обеспечения, разведки. Командование силами психологических операций выполняет данные функции для подготовки использования личного состава, материального обеспечения, средств связи, снабжения, технических средств и процедур во время планирования, руководства, координации и контроля психологических операций.

2. Разработка планов, программ, в том числе, программ содействия, комплексов и средств психологических операций. Эта функция заключается в детальной координации различных элементов психологических операций, включая анализ целевой аудитории, разработка комплексов и моделей средств, согласование сводных процессов, оценка эффективности психологических операций по состоянию целей перед и после применения.

3. Подготовка медиа-материалов для психологических операций, заключающаяся в применении подготовленных моделей средств психологических операций для создания материалов различных форм, принятых для информирования населения зарубежных стран.

4. Дистрибуция материалов психологических операций – передача готовых материалов из мест, где они готовились, в подразделения, которые их распространяют.

5. Распространение материалов психологических операций: включает в себя доставку материалов к потребителю – целевой аудитории, на которую производится воздействие.
6. Применение тактических психологических операций. Тактические силы психологических операций применяются в интересах тактического командования на узком и ограниченном уровне в пределах определённой территории проведения операции.

7. Проведение операций интернирования/перемещения. Эта функция дополняет задачи психологических операций путём тестирования материалов, дающих доступ к культуре потенциальной аудитории, сбор информации и подготовка разведывательных данных, вербовка ключевых пропагандистов, информаторов и коллаборационистов.
Современный период напряжённости во внешнеполитической сфере используется силами психологических киберопераций стран НАТО во главе с США для проведения этапов ассиметричных информационно-психологических действий, свойственных информационном операциям в соответствии с доктриной США. При этом, в такую деятельность вовлекаются силы психологических операций союзных и партнёрских стран.
Так, за проведение информационных операций на российском направлении отвечают:

2018-10-15_203915.jpg

В качестве иллюстрации целей и задач, а также места в глобальной информационной войне, подобных подразделений следует привести выдержки из документа, подготовленного Объединённым центром передового опыта стратегических коммуникаций НАТО (г. Рига, Латвия) «Перспективы для сотрудничества в рамках программы информационного взаимодействия, развёрнутой Объединённым центром передового опыта стратегических коммуникаций Стратегического командования НАТО в Латвии»:

«В целях создания информационной поддержки внутреннего политического фронта необходимо реализовать следующие пункты:

1. Систематически опровергать версии происходящего в зоне конфликта на Востоке Украины, которые отличаются от принятых демократическим сообществом.

2. Распространять информацию о вербовке украинских и европейских журналистов террористическими организациями «ДНР» и «ЛНР» для вовлечения их в информационную войну против Украины.

3. Размещать информацию об усилении деятельности луганских и донецких боевиков, ведущих войну против Российской Федерации. Ликвидация отдельных лидеров сепаратистов, об атаках на оккупантов вблизи таких населённых пунктов, как Антрацит, Алчевск, Брянка, Краснодон, Красный луч (Хрустальный), Стаханов, Донецк и Луганск, равно как и о распространении пропагандистских листовок и идеологических мероприятиях в отношении оккупированного населения должно привести к массовому восстанию против властей непризнанных ЛНР и ДНР.

4. Распространять информацию об усилении деятельности российских и спонсируемых Россией сепаратистских сил на Донбассе, равно как и об увеличении потерь среди кадрового состава российских войск по причине неудавшегося наступательного удара и о передислокации туда дополнительных воинских подразделений.

5. Распространять информацию о необходимости временно прекратить работу контрольно-пропускных пунктов на границе с ДНР и ЛНР в целях прекращения социальных выплат сепаратистам, которые в больших объёмах получают пособия и пенсии от украинских организаций социальной защиты. В первую очередь обращать внимание на соответствующие жалобы.

6. Размещать информацию о грубом нарушении прав человека, о протестных акциях и о недостатке государственной поддержки, направленной на наиболее уязвимые части населения, включая муниципальных служащих оккупированного Крыма.

7. Распространять информацию о скором и полном прекращении энергетического сотрудничества между Украиной и Россией.»

«В целях создания информационной поддержки внутреннего политического фронта необходимо реализовать следующие пункты:

1. Распространять информацию о поражении российской политики в отношении Украины, которое привело российскую экономику и политику к кризису, сокращению государственного бюджета, резервных фондов и, как результат, неизбежные проблемы с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы в следующем году.

2. Распространять информацию о негативном влиянии оккупации Крыма на экономическую, политическую и социальную ситуацию в Российской Федерации, в особенности в свете новых санкций, наложенных на Южный федеральный округ» [5].

Источники:

1. Cyberspace and electronic warfare operations. Field Manual No. 3-12. 2017. URL https://www.globalsecurity.org/security/library/policy/army/fm/3-12/fm3-12.pdf.

2. Information Operations: Doctrine, Tactics, Techniques, and Procedures. Field manual No. FM 3-13 (FM 100-6). 2003. URL https://fas.org/irp/doddir/army/fm3-13-2003.pdf.

3. Johnson, L. Scott. Toward a Functional Model of Information Warfare. A Major Intelligence Challenge. 2005. pp. 49-56. URL https://www.cia.gov/library/center-for-the-study-of-intelligence/kent-csi/vol40no5 /pdf/v40i5a07p.pdf.

4. McCuen, John J. Hybrid Wars. Military review. March-april 2008. p. 107-113 URL www.au.af.mil/au/awc/awcgate/milreview/mccuen08marapr.pdf.

5. Perspectives for collaboration within the program of information cooperation launched by the NATO STRATCOM COE in Latvia. 26.04.2016. URL http://www.globale-evolution.de/showthread.php/200902-Informationskrieg-NATO-gegen-Russland.

6. Psychological Operations: Tactics, Techniques, and Procedures. Field Manual No. 3-05.301 (FM 33-1-1). 2003. URL https://fas.org/irp/doddir/army/fm3-05-301.pdf.

Источник