Давайте попробуем порассуждать… (VI) О последствиях короновирусной пандемии (экономика)

Остроменский Михаил Петрович
политический любомудр,
Участник МОО «Вече», ВПП «Партия Дела», МОО «Альтернатива»

«Луч света свозь щель.
Хватить ли, чтобы понять,
куда я забрёл?»
Камо Мабути

Dino_Valls_05

Пандемия коронавируса окажет, наверное, наибольшее влияние на судьбу РФ, после развала СССР. Ни кризисы 2008 или 2014 года, ни даже дефолт 1998 годов не идут ни в какое сравнение с предстоящими проблемами. Решение об остановке деятельности значительной части экономики РФ в сочетании с резким падением цен и спроса на энергоносители и сырьё в целом, приведёт не только к экономическим потерям. За ними последуют длительная массовая безработица и тотальное обнищание широких масс населения. Несмотря на бравурные реляции и описание ужасов заграничного карантина, в российском обществе растёт напряжение. Так, по данным ВЦИОМ уровень тревожности достиг к середине мая 86%. В конце мая 72% респондентов полагали, что главные трудности ещё впереди. Причина – в нарастающем диссонансе между решениями властей, их отчётами в СМИ о результатах и ощущаемой населением повседневной действительностью.
Давайте же попробуем логически порассуждать и понять, что происходит и к чему это движется.

I

Traders work during the opening bell at the New York Stock Exchange (NYSE) on March 16, 2020 at Wall Street in New York City. - Trading on Wall Street was halted immediately after the opening bell Monday, as stocks posted steep losses following emergency moves by the Federal Reserve to try to avert a recession due to the coronavirus pandemic.Just after the opening bell, the S&P 500 was at 2,490.47, a drop of 8.1 percent and beyond the seven percent loss that automatically triggers a 15-minute trading halt. (Photo by Johannes EISELE / AFP) (Photo by JOHANNES EISELE/AFP via Getty Images)

По информации от правительства РФ снятие всех или практически всех ограничений на короновирус предполагается в августе-сентябре. Но снятие ограничений есть только возможность начать действовать. Оно не означает, что всё наладится.
В конце марта президентом введён непонятный режим самоограничения, совершенно не повлиявшего на распространение инфекции, но перекрывший воздух значительной части экономики, и это в условиях, когда не менее 6 лет она страдает денежной анорексией. Теперь, при темпах роста заболеваемости COVID-19 существенно превосходящих апрельские, в надежде, что всё само собой заработает, понемногу начинают отпускать. Но странно наедаться, что экономика спокойно выйдет на рост только потому, что вы разрешили работать. Экономика это не набор кубиков, которые можно переставлять по своему интересу, это система и неполадки одной её части неизбежно сказываются на благополучии остальных.
Яркий пример того, что есть связность экономической системы, даёт нам процесс запуска мирового экономического кризиса 2008 года. Упрощённо, в интересующем нас системном ключе, его можно описать так.
К 2006 году, ввиду стремительного роста объёмов строительства, стоимости недвижимости и объёма выданных ипотечных кредитов сформировался ценовой «пузырь» на рынке недвижимости США.
Перепроизводство домов, рост ставки рефинансирования и рост общей закредитованности привели к остановке роста цен на недвижимость, что поставило ипотечных заёмщиков в сложное положение. Количество заёмщиков неспособных оплачивать или рефинансировать, на приемлемых условиях, ипотечные кредиты начало стремительно увеличиваться. У них отнимали дома и выставляли на продажу. Это запустило падение цен на недвижимость и увеличило количество несостоятельных должников.
Такое положение дел негативно сказалось на крупнейших финансовых учреждениях, вкладывавших огромные заёмные средства во вторичные ипотечные бумаги в надежде на продолжение роста стоимости жилья и доходов населения. Устойчивость финансовой системы нарушилась. Начала падать стоимость акций таких банков вкупе с растущими проблемами на рынке недвижимости, строительном рынке, рынке металла. Ухудшение ситуации в банковской сфере и перетекание проблем с обслуживанием ипотеки на другие видов кредитов, привело к бегству инвесторов со всего рынка вторичных кредитных бумаг. Стал сокращаться общий объём кредитования населения, что повлекло к уменьшению спроса на другие товары и услуги, как следствие уменьшились доходы отраслей уже напрямую не зависящих от рынка недвижимости.
Кризис ипотечного кредитования перерос сначала в американский финансовый кризис, а затем, в виду масштабов и значения рынка США и того, что разогрев рынка недвижимости был создан в значительной степени притоком денег из стран Юго-Восточной Азии и от экспортёров нефти, разразился мировой экономический кризис.
Аналогичная системная ситуация складывается сегодня в экономике РФ.
Итак, базовая гипотеза дальнейших наших рассуждений сформулируем следующим образом: следствием введение режима т.н. «нерабочих дней» станет катастрофическое уменьшение располагаемых населением денежных средств. Сложившаяся ситуация, в сочетании с мировым экономическим кризисом, обвалом цен и спроса на сырьё, приведёт к развитию в РФ серьёзного экономического кризиса, по масштабам и глубине сопоставимом с кризисом начала 90-х годов ХХ-го века, хотя имеющего совершено иные причины и природу. Текущий кризис может иметь серьёзные социально-экономические последствия, поскольку на него наслоились проблемы трансфера власти при стареющем президенте, для решения которых была и затеяна вся т.н. конституционная реформа. У власти может не хватить временных, физических, людских и финансовых ресурсов для удержания ситуации в РФ под контролем.
Вначале кратко обоснуем выдвинутую нами гипотезу, а затем попробуем описать результаты разворачивающегося кризиса, и кратко опишем предложения по стабилизации экономики.

II

Jaroslaw_Jasnikowski_01

Доля семей, не имеющих никаких сбережений, составляет в РФ около 65%. С 2012 по 2019 год она почти не менялась. Причина – низкий уровень доходов при отсутствии их роста. По данным Росстата реальный уровень доходов населения в 2019 году был на 8% ниже, чем в 2013 году. Медианные среднедушевые доходы в 2019 году составляли чуть более 26,4 тыс. рублей (среднедушевые 35,3 тыс. рублей). Структура потребительских расходов населения такова, что 96% доходов тратится на повседневные нужды и только 4% на сбережения и накопления. 60% в затратах населения при покупках в магазинах и супермаркетах составляют продукты питания. Любопытно, как ранее на этом фоне президент и правительство собирались обеспечивать рост экономики, если у населения есть средства только на удовлетворение повседневных нужд и нечего откладывать в виде накоплений?
Объём розничного товарооборота в 2019 году меньше оборота в 2015 на 7%, а объём платных услуг находился на уровне 2013 года. Потребительская инфляция, по данным аналитиков, сдерживалась в первую очередь упрощением структуры потребления и ростом в ней боле дешёвых и менее качественных товаров. Об этом же говорит падение в течение 2017-2019 годов размера среднего чека в супермаркетах и магазинах, всего на 11,5% (данные банка Тинькофф), при одновременном росте потребительской инфляции на 12,3% (данные Росстата). Т.е. за три года граждане стали покупать товаров в материальном виде на четверть меньше, либо эти товары значительно хуже качеством!
И в такой ситуации было объявлено о 2 нерабочих месяцах, растянувшихся для ряда отраслей на три, а то и более.
В результате за апрель-май доходы 58% населения уменьшились, 10% потеряли работу, 11% переведены на неполный рабочий день. На 40% уменьшились т.н. свободные денежные средства домохозяйств (деньги, остающиеся в их распоряжении после осуществления обязательных платежей). Эти средства сегодня составляют в годовом исчислении 17,6 тысяч рублей или около полутора тысяч в месяц. Именно из этих средств платятся, в том числе, кредиты.
В апреле 2020 года на 45% сократилось кредитование физических лиц банками в сравнении с апрелем 2019 года. Падение было по всем видам кредитования, кроме микрокредитования в МФО. Но и здесь на 20-25% возросло количество заявок, при стабильном общем объёме кредитования. Уменьшилась средняя величина выдаваемых микро займов. При том четверть микро займов просрочена.
Доля домохозяйств имеющих не погашенные кредиты в 2019 году составляла 44%. По данным ЦБ РФ по итогам апреля-мая 2020 года, до 35% заёмщиков частных лиц перешли в зону риска, в связи с полной или частичной утратой доходов. У 35% опрошенных заёмщиков сбережений не было и нет, у 32% все сбережения уже истрачены. Т.е. на конец мая у 77% заёмщиков нет никаких сбережений! В соответствии с мерами предложенными правительством в условиях пандемии, банками было одобрено только 15% рассмотренных заявок на предоставление кредитных каникул. Т.е. можно предположить, что доля проблемных заёмщиков к концу лета 2020 составит не менее 55-60%!
Размер закредитованности населения и уровень его финансового здоровья можно оценить по факту обращения глава Бурятии на совещании у президента 11.05.2020 года. Где он сообщил, что 25% работающего населения республики не в состоянии оплачивать потребительские кредиты!

Samy_Charnine_08

Описанные фундаментальные проблемы с падением уровня доходов населения, повлекут за собой существенное сокращение спроса на товары, особенно длительного пользования. Например, автомобили (тенденция общемировая), недвижимость, сложную бытовую технику, многие виды услуг. Вряд ли вообще можно рассуждать о восстановлении дальней туриндустрии.
Изменится и в целом структура спроса сместится в сторону менее качественных и более дешёвых товаров.
Падение спроса у населения, вызовет проблемы у производителей со сбытом. Дополнительным негативным фактором окажется поток дешёвых товаров из-заграницы, поскольку кризис мировой. При этом, если и ранее кредитование реального сектора экономики для банковской системы РФ было из области экзотики, то в новых условиях мирового кризиса, проблем с кредитами населения, бюджетом, нестабильности мирового финансового рынка, оно вообще сойдёт на нет. Далее, производители начнут задерживать оплату за комплектующие и сырьё. Уже в мае эту проблему бизнес ставил на второе место после необходимости оплачивать зарплату и налоги на ФОТ при остановке их деятельности.
Сокращение сбыта приведёт к сокращению работников. По данным Минэкономразвития четвёртая часть рабочих мест попала под ограничения связанные с короновирусом. А это более 17 млн. человек. По официальным данным безработица на конец мая 2020 года превысила 2 млн. человек.
Но настоящий рост безработицы начнётся после выхода граждан и бизнеса из изоляции, когда предприятия смогут реально оценить масштабы потерь, ситуацию на рыке в целом и своём сегменте в частности, оценят перспективы восстановления. Тогда они преступят к настоящей оптимизации затрат, перестройке или сворачиванию бизнеса, а следовательно и сокращению персонала.
Поскольку кризис носит всеобщий характер и он наложился на начало долговременной тенденции по вытеснению человека, как рабочей силы, из широкого спектра отраслей, то безработица будет носить долговременный, если не хронический характер. Опыт нерабочих месяцев и применения массовой дистанционной работы ускорит процесс замены реальных работников на ИИ, а также приведёт к оптимизации оргструктуры компаний, их затрат на персонал, офисы и офисное оборудование. Всё это чревато ростом безработицы, падением цен на коммерческую недвижимость, ухудшением структуры зарплат, когда бизнес часть своих расходов переложит на работника при том же или меньшем размере заработка.
Рост безработицы усугубит ситуацию с доходами граждан и породит порочный круг. Уменьшение доходов населения приводит к сокращению спроса, которое влечёт за собой оптимизацию и сокращение производства, что влечёт увольнение работников, сокращение доходов, в том числе бюджета, свёртывание кредитования, что приводит к сокращению спроса…
Падение доходов, рост безработицы и сокращение производства особенно отрицательно скажется на строительной отрасли и рынке недвижимости. И точечная их поддержка государством через ипотеку не решит проблему, поскольку кризис общеэкономический и мировой и причина его не в строительной отрасли. Уже с осени 2020 года начнётся падение цен на недвижимость ввиду: а) уменьшения спроса, поскольку покупатели не захотят брать на себя дополнительные обязательства в период неопределённости и падения доходов; б) расширения предложения от инвесторов надеющихся получить дополнительные доходы от продажи ранее приобретённой недвижимости для поддержания уровня жизни и/или предотвращения банкротства; в) увеличения предложения дешёвых ипотечного квартир обанкротившихся граждан; г) изменения структуры спроса на коммерческую недвижимость.

sam-nassour-koala-proj

Параллельно с проблемами бизнеса и частных лиц нарастают проблемы бюджета государства.
Во-первых, падение цен на нефть, и газ. Для РФ оно отягощается снижением спроса на ключевых рынках Европы и Китая. За май экспорт нефти в тоннах сократился на 14,2%. В Европе разгорается настоящая ценовая война против РФ со стороны Саудовской Аравии по нефти и со стороны Катара по газу. Плюс к этому, РФ практически потеряла Турцию как значимого покупателя газа, при том, что «Газпром» вложил в неё десятки миллиарды долларов.
В связи с уменьшением в мире спроса на автотраспортные средства, объёмов строительства, кризиса в авиастроении и в авиации в целом будут падать цена на металлы и некоторые виды сырья, составляющие значительную часть экспорта РФ. Корпорация «ВСМПО-Ависма» перевела около 50% сотрудников на неполную рабочую неделю и объявила, что её можно не рассматривать как гарантированного работодателя. Поставки угля на внутренний рынок и экспорт за апрель сократились более чем на 9%, среднесуточная его добыча снизилась на 11%.
Во-вторых, одновременно с падением нефтегазовых поступлений составляющих около 40% доходной части бюджета, происходит сокращение и другой части доходов. Предприятия не работаю, доходность бизнеса падает, зарплаты урезают, работников увольняют. По оценке агентства Moody’s, за апрель 2020 г., по сравнению с апрелем 2019 г., поступления налога на прибыль сократились на 41%, а НДФЛ – на 14%. По данным Росстата приход в бюджет от таможни сократилось на 40%, от ФНС на 30%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поступления в бюджет Москвы в апреле 2020 года стали меньше на 40%.
Сомнительны надежды правительства на займы на внешнем рынке. В условиях пандемии и мирового кризиса потребность в деньгах имеется у всех государств. Значит, денег будет мало, и они будут стоить дорого. Особенно для такого заёмщика как РФ.
Правда имеются и положительные моменты. Во-первых, достаточно приличный размер Фонда национального благосостояния, оцениваемый на апрель 2020 года в 12,89 трлн. рублей. Второй положительный момент, РФ сегодня в целом обеспечивает себя основными продуктами питания. Государству, при должном управлении, по силам не допустить голода и даже дефицита на продовольственном рынке.
Из сказанного видно, что по сути всё, что удерживало экономику РФ на плаву последние пять-шесть лет, в 2020 году перестало работать. На лицо все факторы, указывающие на начало очень большого социально-экономического кризиса усугубляемого, в отличие от ситуации 1998 года, разворачивающимся мировым кризисом. Причём кризисом не отдельных отраслей или перепроизводства или финансов. И даже не просто экономического кризиса. Какие бы не были мировые проблемы в 1973, 1997 и 2008-2011 годах, они не охватывали 100% мировой экономики и по-настоящему не влияли на самые экономически развитые государства. При этом не было даже намёка на возможность серьёзных военных конфликтов. Ныне это всё у нас в наличии, да ещё собственные российские особенности. Т.о. разворачивающийся кризис будет социально-экономическим.

III

Emilie_Mori_17

Сегодня чиновники и правительственные эксперты говорят о том, что выход РФ из разворачивающегося кризиса будет иметь V- образный характер – быстрое падение и быстрое восстановление. На этом сценарии строится и план Правительства по стимулированию экономики представленный президенту 02.06.2020 года. Минэкономразвития предсказывает, что уже в 2021 году экономики РФ вырастет на 2,8%, в 2022 – 3%, а в 2023 – 3,1%. А в целом последствия «коронокризиса» будут преодолены за 2 года. Причины такого оптимизма нам совершенно не ясны. Для начала, просто сравните размеры антикризисного пакет мер поддержки экономики и граждан в Германии — 37% ВВП, Италии — 20% ВВП, Великобритании — 16% ВВП, Франции — 14% ВВП, США — 12,4% ВВП. С аналогичными в РФ, которые на конец мая не превысил 5% ВВП!
Вообще не очень понятно, на что рассчитывает правительство и президент. Создаётся впечатление, что они, как и ранее во всей своей экономической политике, в первую очередь надеются на «невидимую руку рынка», обязанную вытащить экономику РФ из ямы. Нужно лишь набраться терпения.
Но экономика РФ, ещё в докороновирусную эпоху, так и не справилась с последствиями кризиса 2014-2015 годов. Рост ВВП был ниже среднемировых в 1,5-2 раза, реальные располагаемые доходы населения в 2019 году находились на уровне 2013 года. При этом мировой ВВП стабильно рос более 3% в год, а значит имелся хороший спрос на сырьевые товары торгуемые РФ. Цена нефти марки «Урал» последние пять лет, составляла в среднем 60 долларов за баррель. И на этом, относительно благоприятном фоне, само Минэкономразвитие предполагало в 2020 году возможность рецессии в экономике РФ. Причина виделась в уменьшения объёмов кредитования населения, при отсутствии роста реальных располагаемых доходов граждан последние шесть лет. Т.е. даже при неплохой конъюнктуре внешнего рынка, основой роста ВВП РФ являлся внутренний спрос, недостаточность которого приводила к стагнации экономики.

IV

ThinkstockPhotos-161759521-c

По нашему мнению экономический кризис в рамках РФ будет состоять из двух частей. Первая, это краткосрочные последствия, связанные с остановкой экономики в апреле-мае и падением цен на нефть и газ в марте-апреле. Вторая часть, это отсроченные последствия, связанные с катастрофическим падением доходов населения, увеличением банкротств и массовым увольнением сотрудников на предприятий всех масштабов, постепенным ухудшением рынка недвижимости, ухудшения качества и количества заёмщиков, падением спроса на торгуемые РФ сырьевые товары и продукцию низкого передела. Кризис будет иметь L-образный вид – быстрое падение и очень, очень долгий неравномерный выход из него.
Наиболее резкое падение экономики придётся на август-октябрь 2020 года. Нижней точки кризис достигнет не ранее лета 2021 года. Некоторое улучшение население РФ может почувствовать не ранее середины-конца 2022 годов, но всё будет зависеть исключительно от мировой конъюнктуры, а не усилий правящей в РФ группы. По итогам кризиса сильно упростится технологическая, отраслевая, субъектная структура экономики РФ.
Причины описываемого негативного сценария следующие: 1) сочетание потерь от пандемии с резким падением стоимости и спроса на энергоносители, что приводит к резкому уменьшению финансовых ресурсов в распоряжении правящей группы; 2) отсутствие у правящей в РФ группы самостоятельного экономического и политического мышления, его зашоренность; 3) отсутствие у правящей в РФ группы самостоятельного образа будущего России; 4) очень слабый управленческий, интеллектуальный и образовательный потенциал правящей группы; 5) неспособность правящей в РФ группы к стратегическому мышлению и перспективному планированию. Сказанное ясно иллюстрирует июньский перечень каких-то мероприятий, выдаваемый правительством за «план» по выходу из кризиса.

V

Sanjuan_Ocabo_15

Поскольку ключевой точкой настоящего кризиса являются низкие доходы населения, то и для сглаживания и постепенного выхода их него необходимо основные мероприятия направить на увеличение реальных доходов населения, что связано не только с его прямой поддержкой, но и с возобновлением работы отечественной промышленности и бизнеса в целом.
Целью всей деятельности правительства в период кризиса должен быть запуск экономики, через стимулирование внутреннего спроса.
Для чего необходимо по крайней мере провести следующие мероприятия:
1) Установить в заявительном порядке каникулы по кредитам для граждан и МСП сроком минимум на 1 год.
2) Заморозить цены на услуги ЖКХ для всех граждан и экономических агентов.
3) Отменить пенсионную реформу и возвратить прежние возрасты выхода на пенсию
4) Установить МРОТ в размере 1,5 от величины минимальной потребительской корзины, утверждаемой постановлением правительства не реже 1 раза в полугодье.
5) Установить единое пособие по безработице в размере МРОТ, вне зависимости от величины прежней заработной платы.
6) Организовать общественные работы для граждан, потерявших работу и не могущих её найти в течении более чем 3-х месяцев, с ежемесячной выплатой в размере не менее 2 МРОТ.
7) Увеличение до 2 МРОТ размера постоянного налогового вычета по НДФЛ для всех категорий граждан с месячными доходами ниже средней зарплаты по экономике за предыдущий год.
8) Установление налога на роскошь. Введение прогрессивной шкалы налогообложения
9) Уменьшение ставки НДС минимум до 15% для всех отраслей на постоянной основе и временно, до 5-10%, для пострадавших отраслей экономики.
10) Перекрыть все каналы вывоза капитала из РФ. Стимулировать налоговыми послаблениями вложение прибыли в развитие реального производства на территории РФ.
11) Организовать льготное кредитование реального сектора экономики, в первую очередь предприятий наукоёмких и производящих средства производства.
12) Разработать и начать внедрять в течение полугода целостную протекционистскую промышленную политику, направленную на стимулирование производства на территории РФ.
13) Установить 25% премию для российских производителей относительно зарубежных аналогов на закупках за счёт бюджетов всех уровней и для нужд всех предприятий с государственных участием при приобретении товаров, услуг и работ.
14) Установить не менее чем годовые налоговые каникулы для предприятий из всех пострадавших отраслей экономики. В первую очередь для МСП.
В следующей части статьи мы расскажем о социально-политических последствиях пандемии и кризиса.