О мягкой силе России

россотрудничество

Довольно часто вижу, как Российские эксперты сетуют на то, что мягкая сила нашего государства не дает никаких результатов, что мы проигрываем в самых разных вопросах не только США, но даже таким маленьким странам, как Польша, Румыния и другие страны Европы.

Отчасти эти эксперты правы. Но только отчасти.

Многие эксперты ошибаются, когда сравнивают так называемую «мягкую силу» политического влияния России и коллективного Запада. Во многом, это далеко не одно и то же. Эта ошибка родилась не в России. Фундаментальная разница в подходах была заложена еще при СССР.

Традиционно мы считаем нашей мягкой силой политического влияния деятельность в области культуры, общества и образования.

Даже если посмотреть на наши заграничные учреждения, которые по своему статусу должны обеспечивать продвижение мягкой силы Российской Федерации в других странах, то политическое влияние на элиты и общество этих стран находилось вне их непосредственной компетенции.

Российская финансовая и политическая элита еще в начале 90-х годов прошлого века отказались от вмешательства в политические дела стран бывшего СССР, не говоря о странах коллективного Запада.

Надеюсь, никто не будет отрицать тот факт, что все это время Россия не занималась подготовкой политических кадров, агентов влияния, экспертов, да и вообще элиты каких бы то ни было стран.

Посмотрите вокруг. Украина, Армения, Грузия, страны Прибалтики, средняя Азия, Казахстан и даже союзное государство Белоруссия. Во всех этих странах нет, не то что пророссийских политических сил, но даже отдельных политиков, которые прямо или косвенно действовали в интересах Российской Федерации.

Да, наши власти пытались взаимодействовать с элитами этих стран на основе экономического интереса. Но как говорил известный персонаж сказок и мультфильмов по имени Винни Пух, мёд — это очень уж странный предмет. Мёд — если есть, то его сразу нет!

Так и с экономическими интересами, на основе которых Россия выстраивала отношения с элитами других стран, экономический интерес — это очень уж странный предмет. Экономический интерес — если есть, то его сразу нет!

В отличии от России, коллективный Запад в лице США не считает себя обязанным сдерживать свои политические и финансовые амбиции.

Концепция агрессивного политического доминирования и вытеснение любых форм чуждого политического есть ни что иное, как способ продвижения так называемой мягкой силы коллективного Запада.

Важно понимать, для США и большей части коллективного Запада, мягкая сила политического влияния, это не задача дипломатических органов или гражданских институтов. Во многом, это длящаяся боевая операция под эгидой Пентагона и Сил специальных операций США, где Госдепартамент, СМИ, посольства и консульства, различные НКО, институты и университеты, другие ведомства, играют только обеспечивающую роль.

Цель мягкой силы коллективного Запада под эгидой США не принесение счастья, блага и процветания народам и странам. Цель мягкой силы коллективного Запада под эгидой США установление в конкретном государстве такой политической силы и общественной морали, которая будет прямо действовать в интересах этого коллективного Запада под эгидой США. Причем действовать, зачастую в ущерб интересов тех народов, которые населяют эти страны.

Согласитесь, это совершенно другой подход к политике мягкой силы, нежели который существует в России.

А вот теперь давайте посмотрим на союзную нам Белоруссию, где на днях по указанию президента этого государства было задержано несколько десятков россиян по обвинению в подготовке террористического акта и дестабилизации внутриполитической обстановки.

Сегодня замминистра иностранных дел России А.Ю.Руденко на встрече с послом Белоруссии сделал заявление о том, что Россия никогда не вмешивалась и не собирается вмешиваться во внутренние процессы других государств, тем более в Белоруссии, которая является нашим ближайшим другом и союзником.

Так устроен наш современный мир, политика, как и природа не терпит пустоты. Если Россия не вмешивается во внутренние процессы других государств, не ведет там политическую борьбу с другими акторами, то эти внутриполитические процессы, в том числе и Белоруссии, становятся вотчиной других игроков.

9 августа этого года в Белоруссии должны состояться очередные выборы президента Белоруссии, и Александр Лукашенко рассчитывает в очередной раз победить на этих выборах.

В свою очередь, альтернативные кандидаты, которые были допущены к этим выборам президента Белоруссии, в той или иной мере представляют собой различные политические формации, имеющие проевропейскую направленность.

Если говорить о пророссийских кандидатах в президенты Белоруссии, которые бы номинально выступали за союзное государство с Россией, то до этих выборов они допущены не были. Да и о пророссийскости этих кандидатов можно говорить с определенной долей условности.

Спрашивается, зачем Лукашенко было нужно придумывать эту ситуацию с задержанием россиян и предъявлять им совершенно странные и нелепые обвинения.

Не секрет, что трон под Лукашенко качается. Мало того, что в Белоруссии существует довольно масштабная проевропейская оппозиция, которую Лукашенко взрастил собственноручно, но и пропроссийский настроенные граждане Белоруссии во многом разочарованы политикой Лукашенко.

Нет сомнений, что по итогам предстоящих выборов президента Белоруссии Лукашенко победит все своих оппонентов в первом туре. Однако мало победить. Лукашенко нужна легитимация этих выборов, либо со стороны России, либо со стороны коллективного Запада.

И вот тут на сцену белорусской политики выходят задержанные россияне с теми нелепыми обвинениями, которые им предъявил Лукашенко.

Если белорусская оппозиция по итогам выборов будет устраивать массовые протесты, оспаривая итоги голосования, Лукашенко прямо пристегнет факт задержания Россиян к лидерам белорусской оппозиции, дав формальный повод к их задержаниям.

Немаловажен и другой факт. Еще не просохли чернила протокола о задержании наших сограждан, как официальный Минск объявил гипотетическую возможность выдачи на Украину тех задержанных сотрудников частной охранной компании, которые имели отношение к военному конфликту на Донбассе.

Это сделано не просто так. Это предложение о торговле. Причем это предложение адресовано не только России, но и той стороне, которую у нас называют – коллективный Запад.

Конечно, Лукашенко не сам придумал эту комбинацию.

Я больше чем уверен, что главный кукловод, который вертит Лукашенко в ту или иную сторону, это Владимир Макей и именно с его подачи, при непосредственном взаимодействии руководителя администрации президента Белоруссии, Александру Григорьевичу было доложено, что его прилетела свергать группа Россиян имеющих боевой опят на Донбассе. Реакцию Лукашенко было не трудно предсказать. Тем более, что личная позиция Лукашенко относительно вооруженного конфликта на Донбассе всем хорошо известна.

Понимает Лукашенко или нет всю абсурдность этой ситуации или нет и сколько еще времени он будет ждать звонка от Владимира Путина, но действия Белоруссии в отношении России никак нельзя назвать дружескими и уж тем более союзническими.

Не исключено, что в самый последний момент перед выборами Лукашенко сделает очередной финт ушами и начнет рассказывать, как он любит Россию, и какой в России проживает братский народ. Но, кто ему поверит…

К моему большому сожалению, Россия слишком долго не вмешивалась во внутреннюю политику даже соседних стран. Власть в нашем государстве считала, что достаточно дать немного денег, дать скидки и преференции на энергоносители и это решит все вопросы. Как выяснилось, это не работает и ровным счетом ничего не решает, а только создает проблемы. Политическую пустоту заняли другие игроки и акторы.

То, что в ближайшем обозримом будущем Белоруссию оторвут от союза с Россией, то в этом у меня нет никаких сомнений. Белоруссии суждено стать еще одним плацдармом NATO, в части так называемого восточноевропейского санитарного кордона, который по мнению США должен защитить Европу от агрессивных притязаний России.

МОО Вече, CIGR
Владимир Орлов