Российская национальная космическая станция

росс космос станция

Некоторые мои читатели удивляются, чего я так увлекся космической тематикой и так мало обращаю внимания на текущие общественно-политические и экономические процессы.

На самом деле ничего удивительного тут нет. Текущие общественно-политические и экономические процессы будут всегда. Они никогда не уйдут из повестки. А космос и еще сфера атомных технологий, это то, чем наше государство и общество будет жить в будущем. Мало того, космос и атомные технологии, это те отрасли экономики, науки, политики, которые определяют и будут определять положение нашего государства в международном табеле о рангах. И я полагаю, не нужно давать дополнительных пояснений о том, почему космос и атом, это те сферы, где наиболее сосредоточены все самые высокие технологии и это те сферы, которые как локомотив могут потянуть за собой всю остальную экономику нашего государства.

В этот раз мне хотелось бы обсудить два вопроса. Первый вопрос, это сколько стоит Русский космос и второй вопрос, это какой должна быть национальная космическая станция России, а самое главное, зачем она нужна.

Начнем с первого и, на мой взгляд, самого важного вопроса – про деньги.

Часто приходится слышать вопросы о том, много или мало Россия тратит на космос.

Этот вопрос весьма относительный. Всегда нужно разбираться в каких попугаях подобных величины нужно измерять. Относительно чего считать. Например, Поставляемые Корпусу морской пехоты США и Королевскому военно-морскому флоту Великобритании самолеты F-35B стоят от 122,4 до 115,5 млн. долларов за единицу. Или примерно 8,7 млрд рублей за один самолет по нынешнему курсу.

Итоговая стоимость строительства Крымского моста утверждена в размере 227,92 млрд рублей. А по данным Счетной палаты РФ Олимпиада в Сочи стоила 324,9 млрд руб., из которых 103 млрд — бюджетные средства.

По данным Автодора, стоимость строительства трассы М-11 Москва–Санкт-Петербург составила около 550 млрд. рублей, которые были потрачены на строительство примерно за 10 лет.

При этом, совокупный бюджет в 2018 году всех американских компаний и организаций, которые в США занимались освоением космического пространства, составил 40,9 миллиарда долларов, 58% от общемирового бюджета.
Россия была вынуждена резко сократить расходы за последний семилетний период с максимума 2013 года в 9,75 миллиарда долларов до 4,2 миллиарда долларов в 2018 году.

Бюджет госкорпорации «Роскосмос» в открытой части (без учета оборонного заказа) на 2020 год составляет 176 млрд рублей или 2,3 млрд долларов по нынешнему курсу рубля. Для сравнения бюджет НАСА на 2020 финансовый год, без учета Илона Маска и других продуктов Дарпа, составляет 22,6 миллиарда долларов.

Китай не публикует свои расходы на космос, тем не менее, по оценкам специалистов известно, что в 2018 году Китай потратил около 5,8 миллиарда долларов и бюджеты этой страны на космическую деятельность продолжают увеличиваться.

Нужно понимать, бюджет США финансирует не только космическую деятельность НАСА. Например, в эксперимент по созданию частными компаниями космического корабля США вложили за 10 лет $4 млрд — в переделку грузовой капсулы в SpaceX, $8,15 млрд — в «Орион», $8 млрд — в Starliner и $1 млрд в Dream Chaser. Всего $21 млрд.

Власти США уже не в первый раз спонсируют работу SpaceX. Так, ещё в 2006 году компания стала одним из победителей в конкурсе программы NASA Commercial Orbital Transportation Services и получила $396 млн на разработку космического корабля для грузовых поставок на МКС. Впоследствии NASA заключило со SpaceX контракт на 12 запусков грузов для МКС общей суммой $1,6 млрд. Кроме того, к этому еще надо прибавить ежегодные запуски SpaceX в интересах Пентагона, стоимость которых составляет не менее $120 млн. за каждый запуск.

В 2015 году издание The Los Angeles Times подсчитало, что SpaceX вместе с Tesla и SolarCity получили субсидии от государства на общую сумму $4,9 млрд.

В качестве примера можно привести сравнение расходов на глобальные проекты по освоению космического пространства в России и США.
Государственная корпорация Роскосмос запросила у правительства России десятилетнее финансирование в объеме 1,5 трлн рублей на создание спутниковой системы «Сфера».

Анологичный проект Илона Маска стоит несколько дешевле. Общая сумма инвестиций для реализации проекта Илона Маска Starlink оценивается в $10 млрд. или 760 млрд. рублей по нынешнему курсу.

При этом, стоимость разработки комплекса «Ангара» обошлась Российскому бюджету примерно в 112 миллиардов рублей или 1,6 миллиарда долларов по курсу того периода. На постройку первой части космодрома восточный потрачено примерно 92 миллиарда рублей, в американской валюте это примерно 1,3 миллиарда долларов. И если сложить расходы Роскосмоса на эти два проекта, то мы получим сумму вдвое меньшую той, что потратил Илон Маск на постройку своего «золотого» Дракона и своей основной ракеты Фалькон, которую он использует для запусков в интересах Пентагона.

Можно привести еще один пример расходов на космическую деятельность России.
С целью реализации проекта ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса из государственного бюджета с 2010 по 2018 год было выделено 17 млрд. рублей.

На дальнейшее проведение работ по проекту «Нуклон» Планируется потратить до 2030 года ещё 22,890 млрд. рублей.
Таким образом, вся стоимость реализации проекта ЯЭДУ мегаваттного класса оставит $513 млн. с учетом строительства на орбите экспериментального ядерного планетолета.

Для сравнения только стоимость программы SLS, в рамках которой НАСА планирует вернуться на Луну оценивается в $35 млрд. Стоимость только одной ракеты SLS обойдется в $1,6 млрд, а в случае серийного заказа у Boeing — в $800 млн.

Учитывая все эти данные, вне всякого сомнения, можно говорить, что Россия тратит на космос неизмеримо мало денег по сравнению со своими ближайшими конкурентами. Однако, даже столь скудная пайка Российского бюджета позволяет инженерам Роскосмоса не только поддерживать признанный уровень Отечественной космонавтики, но и создавать совершенно новаторские проекты типа ЯЭДУ мегаваттного класса «Нуклон».

Очевидно, возвращение финансирования Роскосмоса к докризисным показателям, позволит России не только поддерживать текущую космическую деятельность в полном объеме, но и запустить новые проекты по промышленному освоению космического пространства, потеснив там НАСА, Илона Маска и Китай.

Следующий вопрос – это заявление первого заместителя генерального конструктора Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимира Соловьева относительно будущего проекта российской орбитальной служебной станции.

Что не так с той международной космической станцией, которая сегодня находится на орбите, и почему в отличие от руководства Роскосмоса я считаю, что у МКС в нынешнем виде нет потенциала для дальнейшей модернизации и роста?

Во-первых, самая главная проблема Международной космической станции заключается в том, что она создана по той технологической культуре и тем представлениям, которые главенствовали в конце 70-хх, начале 80-хх годов прошлого века. Что такое модули МКС «Заря» или «Звезда», это по сути бывшие советские космические станции «Салют» и те корабли снабжения, которые их обслуживали. По большому счету, каждый такой модуль создан по индивидуальному проекту и представляет собой полноценный космический аппарат с собственными двигателями, топливными баками, системой жизнеобеспечения и управления. Когда-то такой подход был оправдан. Сегодня такая концепция абсолютно не нужна. Она избыточна и неуместна.

Во-вторых, вторая и от этого не менее важная проблема, это крайне низкий уровень энергетической обеспеченности Международной космической станции. Сегодня МКС имеет только один источник снабжения электроэнергией – это солнечные панели размером с две баскетбольные площадки, которые суммарно обеспечивают мощность не более 300 киловатт. Поверьте, это крайне мало не только для текущей жизнедеятельности подобного объекта, но и совершенно недостаточно для серьезной научной и производственной деятельности. Все озвученные перспективные планы Роскосмоса никак не решают эту проблему, а только позволяют российскому сегменту МКС быть более независимыми в этом плане от сегмента США, и только.

В-третьих, Сегодняшняя Международная космическая станция это набор совершенно разношерстных модулей и систем, обладающих совершенно разными параметрами и свойствами. Каждая страна – участник МКС, проектировала и создавала эти модули не с целью построить универсальную космическую станцию, а с целью решить свою и только свою прикладную задачу. Подобный подход определил участь МКС и создал такие условия, когда космическая станция стала совершенно непригодна для дальнейшей трансформации. Невозможно состыковать японский модуль «Кибо» и российский модуль «Звезда». Невозможно изменить положение несущих ферм на которых смонтированы панели солнечных батарей и радиаторы охлаждения.

Тем не менее, в Роскосмосе существует свой взгляд на будущее МКС и перспективы строительства национальной космической станции России.

Модуль для четырех космических туристов установят на новой российской орбитальной служебной станции (РОСС), где будет, в том числе Wi-Fi. Об этом сообщил первый заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Соловьев, его слова приводит РИА Новости.

По словам Соловьева, РОСС будет состоять из пяти модулей.

Первые четыре — базовый, целевой производственный, модуль материального обеспечения, а также модуль-платформа для сборки, запуска, приема и обслуживания космических аппаратов. В пятом, коммерческом модуле, будут размещаться четыре туриста. В коммерческом модуле предполагается установить два больших иллюминатора и сделать доступ к Wi-Fi.

Новая станция по конфигурации будет схожа с отечественной станцией «Мир», затопленной в 2001 году. Отмечается, что все модули для РОСС могут быть выведены на орбиту с помощью ракет-носителей «Ангара-А5». Все пять модулей создадут на базе научно-энергетического модуля Международной космической станции (МКС) после того, как он будет изготовлен.

Также планируется, что к новой станции будет регулярно пристыковываться производственный модуль-лаборатория. Его смогут запустить с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б».

Космический турист впервые в истории выйдет в открытый космос в 2023 году. Соглашение об этом подписала ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия», входящая в состав «Роскосмоса», и американская компания Space Adventures Inc., занимающаяся развитием космического туризма. В 2023-м на Международную космическую станцию (МКС) на корабле «Союз МС» отправятся двое туристов.

Я считаю, что это в корне неверный подход к проектированию и строительству перспективной национальной космической станции России.

В той конфигурации, в которой сегодня ее предлагает делать Ракетно-космическая корпорация «Энергия», это опять набор совершенно нетиповых модулей и систем, использование которых не предполагает создание унифицированной инженерной конструкции, которая бы имела потенциал к модернизации и росту. По большому счету, это если хотите возвращение к станции «Мир», то есть в прошлое.

Такое впечатление, предложение по строительству российской орбитальной служебной станции (РОСС) формировалось, не исходя будущего требуемого потенциала, а наличию конструктивного задела на складах и площадках хранения корпорации «Знергия».

Если космическую станцию делать подобным образом, как предлагает Ракетно-космическая корпорация «Энергия», то в случае каждой модернизации, старые модули космической станции придется топить в Тихом океане. Если хотите мое мнение, то это не рационально и это неэффективно. Я понимаю желание руководства «Энергии» отправить со складов и площадок хранения 40-летний хлам в космос, но как мне кажется, лучше сделать что-то новое.

Что я подразумеваю, говоря о чем-то новом?

Как бы то ни было, жить на околоземной орбите человечество научились. Нужно идти дальше. Соответственно, нужно выбрать новый функционал.

И в этой связи подразумеваю я следующее:

Во-первых, на текущем этапе промышленного освоения ближнего космического пространства, необходимо разработать такую конфигурацию будущих конструкционных модулей космической станции, которые могли бы соединяться между собой в любом масштабировании. Это должен быть некий импровизированный космический конструктор «Лего».

Во-вторых, это должно быть внекарабельное или правильней будет сказать, внестанционное оборудование. Это различные фермы и несущие конструкции, двигательные установки, топливные баки и системы хранения газов, роботы и манипуляторы.

В-третьих, если мы говорим об универсальных конструкционных модулях, их которых как «Лего» должна строиться космическая станция, значит в основной своей массе, за исключением кране узкой специализации, все эти модули должны иметь внутреннее содержание устроенное таким образом, когда функциональное назначение может быть легко изменено. Сегодня это может быть модуль для выращивания кристаллов, завтра это может быть оранжерея или модуль для биологических экспериментов, а послезавтра это орбитальный гостиничный «люкс» для VIP туристов.

Для чего это нужно?

Дальнейшее освоение космического пространства невозможно без такой вещи, как кооперация. В США это понимают. Именно поэтому США создают коалицию различных стран, которые своим небольшим участием работают в американском проекте по возвращению на Луну «Артемида».

России тоже нужно формировать свою коалицию. Но нам некуда пригласить тех, кого мы могли бы определить в качестве своих партнеров. По большому счету, нам нечего сегодня им предложить и дать.

Конечно, на российском космическом горизонте нет таких высокотехнологичных партнеров, которые, как в случае у НАСА могли бы заниматься изготовлением отдельных элементов тех систем, которые работают на той же МКС. Россия могла бы пойти несколько другим путем.

Приведу вам простой пример. Помимо США, Японии, Франции или других стран входящих в американскую коалицию по освоению космического пространства, в других странах тоже много талантливых ученых, инженеров, специалистов узкого профиля. Рано или поздно их высосет из их родных стран американский научный пылесос. Но зачем уступать этих людей американцам, когда мы сами можем их взять в свой научный или специальный оборот.

А для этого мы должны сами понимать, что Россия будет делать в ближнем космосе, когда Международная космическая станция окончательно выработает свой ресурс и потеряет свою актуальность.

Лично мне задачи Российской национальной космической станции видятся так:

— Обеспечение деятельности в условиях низкой гравитации на околоземной орбите не менее 30 — 40 человек научного, инженерно-технического и специального персонала.

— Обеспечение широкого спектра научно – технической деятельности в условиях микрогравитации, включая экспериментов в области физики и химии высоких энергий.

— Обеспечение широкого спектра научно – технической деятельности в условиях микрогравитации, включая экспериментов в области ботаники и биологии.

— Обеспечение широкого спектра научно – технической деятельности в условиях микрогравитации и космического вакуума, включая деятельности в области марериаловедения.

— Создание условий для инженерно-конструкторской деятельности в условиях микрогравитации и космического вакуума.

— Создание условий для пункта размещения сменных экипажей посещаемых лунных баз и объектов дальнего космоса.

— В конце концов, создание условий и обеспечение группового космического туризма.

Очевидно, что это далеко не все, чем можно заниматься в космосе. Есть много и других вопросов, в том числе выращивание монокристалов и обслуживание спутников.

Наверняка, Курчатовскому институту было бы интересно построить Токамак или какой-то ускоритель элементарных частиц на околоземной орбите. Я почему-то уверен, что там они работать будут несколько иначе, чем в условиях Земли. А эксперименты с глобальным магнитным взаимодействием сильного магнитного поля в условиях низкой гравитации вообще никто еще не проводил. Кто знает, может быть, подобные эксперименты откроют новые возможности для освоения космического пространства.

Не исключено, что и Тимирязевская академия, а также Главный ботанический сад имени Н.В.Цицина РАН хотели бы иметь на орбите свои лаборатории и оранжереи. Не маленькие ящики, где проращивали три колоска пшена, а полноценные лаборатории с орбитальными оранжереями.

Вы только подумайте о том, сколько ведущих ботаников и биологов нашей маленькой планеты стояло бы в очередь ради призрачной возможности поработать в такой лаборатории. Нет, не космонавт, который по указанию из ЦУП проводит эксперименты, а полноценный ученый.

А сколько у нас есть арабских шейхов или просто уважаемых бизнесменов, которые хотели бы на орбите иметь свой персональный люкс. Если у них есть деньги и они за подобную услугу готовы платить, то почему бы и нет…?

Теперь перейдем к главному вопросу — как это может выглядить.

Начнем с основных конструкций и модулей станции

Универсальный станционный модуль – это типовая конструкция, имеющая внешний негерметичный и внутренний герметичный корпус размером 15 метров в длину и 5,5 метров в диаметре. На торцах универсального станционного модуля в базовом варианте расположены стыковочные узлы диаметром 2,5 метра. Универсальный станционный модуль имеет необходимее системы кондиционирования и регенерации воздуха, систему энергоснабжения и энергораспределения от подключаемых внешних блоков солнечных панелей или единой внутренней энергосистемы станции. Также универсальный станционный модуль имеет резервные аккумуляторы и другие дублирующие системы для непродолжительной автономной работы в аварийных условиях. Универсальный станционный модуль в базовом варианте не имеет систем хранения сжиженных газов, топливных баков, а также двигательных установок систем ориентации и поддержания орбиты. Универсальный станционный модуль может иметь боковой стыковочный узел на обечайке типа ССВП для подключения внешнего модуля с системами жизнеобеспечения. Универсальный станционный модуль в базовом варианте не предназначен для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата.

Основной узловой модуль выполнен в форме шара диаметром 5,5 метра с шестью гибридными стыковочными портами размером 2,5 метра. Основной узловой модуль предназначен для группового соединения универсальных станционных модулей, при этом стыковочные узлы обеспечивают соединение всех систем энерно и жизнеобеспечения универсальных стыковочных модулей через внутренний герметичный объем. При этом, внутренне устройство стыковочного порта обеспечивает дополнительное жесткое соединение модулей посредством специально устанавливаемых крепежных шпилек.

Переходной узловой модуль выполнен в форме шара диаметром 5,5 метра с двумя гибридными стыковочными портами размером 2,5 метра и четырьмя стыковочными портами типа ССВП (Система стыковки и внутреннего перехода). Переходный узловой модуль предназначен для соединения двух универсальных станционных модулей, а также присоединения модулей космической станции созданных на базе и основе технологий космической станции «Салют» или «Мир», а также приема транспортно-грузовых космический кораблей типа «Союз» и «Прогресс». При этом, стыковочные узлы диаметром 5,5 метра обеспечивают соединение всех систем энерно и жизнеобеспечения универсальных стыковочных модулей через внутренний герметичный объем, а также обеспечивают дополнительное жесткое соединение модулей посредством специально устанавливаемых крепежных шпилек.

Специальный модуль внешнего кольца сделан на основе универсального станционного модуля и имеет внешний негерметичный и внутренний герметичный корпус размером 8 метров в длину и 5,5 метров в диаметре. Особенностью специальных модулей внешнего кольца является угол наклона гибридных стыковочных узлов размером 2,5 метра, которые размещены на торцах модуля под углом 9 градусов (или другой угол наклона в зависимости от размера радиуса внешнего кольца). Специальный модуль внешнего кольца имеет необходимее системы кондиционирования и регенерации воздуха, систему энергоснабжения и энергораспределения от подключаемых внешних блоков солнечных панелей или единой внутренней энергосистемы станции. Также универсальный станционный модуль имеет резервные аккумуляторы и другие дублирующие системы для непродолжительной автономной работы в аварийных условиях. Универсальный станционный модуль в базовом варианте не имеет систем хранения сжиженных газов, топливных баков, а также двигательных установок систем ориентации и поддержания орбиты. Универсальный станционный модуль в базовом варианте не предназначен для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата.

Двигательный модуль может быть сделан на основе универсального станционного модуля и иметь внешний негерметичный и внутренний герметичный корпус размером 8 метров в длину и 5,5 метров в диаметре. Герметичный корпус двигательного модуля разделен на два отсека, один из которых является полностью герметичным и в котором размещаются элементы и системы управления двигательной установкой поддержания и коррекции орбиты. Во второй части модуля размещаются основные топливные баки, а также двигательная установка поддержания и коррекции орбиты.

Дополнительный модуль хранения топлива и сжиженных газов может быть сделан на основе космического корабля «Прогресс» или транспортного корабля снабжения «ТКС». Основная задача дополнительного модуля хранения топлива и сжиженных газов – доставлять к космической станции запасы расходуемого топлива, а также других сжиженных газов, которые могут расходоваться в процессе работы данного космического объекта. По своей сути дополнительный модуль хранения топлива и сжиженных газов, это расходуемая часть.

Дополнительный модуль систем жизнеобеспечения может быть сделан на основе модуля типа «Рассвет» и иметь размер 4 метра в длину и 2,2 метра в диаметре. Дополнительный модуль систем жизнеобеспечения имеет один стыковочный узел типа ССВП, которым стыкуется к боковому порту универсального станционного модуля. При этом, дополнительный модуль систем жизнеобеспечения имеет в своем составе систему управления бортовой аппаратурой, систему электроснабжения, систему обеспечения теплового режима и кондиционирования воздуха, средства обеспечения газового состава атмосферы, средства противопожарной защиты, систему бортовых измерений, а также резервную систему управления движением и навигации;

Блок радиаторов является отдельным внестанционным оборудованием и представляет собой систему для обеспечения терморегулирования атмосферы космической станции. Блок радиаторов может быть установлен в зависимости от необходимости на специальные посадочные места, которые предусмотрены, как на универсальном станционном модуле, на ферменных конструкциях, так и на специальном модуле внешнего кольца.

Блок солнечных панелей является отдельным внестанционным оборудованием и представляет собой систему для обеспечения дополнительной электроэнергией систем и модулей космической станции. Блок солнечных панелей может быть установлен в зависимости от необходимости на специальные посадочные места, которые предусмотрены, как на универсальном станционном модуле, на ферменных конструкциях, так и на специальном модуле внешнего кольца.

Ферменные конструкции являются сборной негерметичной конструкцией, которая служит для обеспечения дополнительной жесткости конструкции космической станции, прокладки кабельных коммуникаций и коммуникаций систем обеспечения жизнедеятельности, подключения блоков радиаторов и солнечных батарей, размещения внестанционного оборудования, размещения рельсовых путей роботизированных тележек внестанционных манипуляторов и систем перемещения во время осуществления внестанционной деятельности экипажа.

Ядерная энергетическая установка представляет собой систему, выполненную на основе ЯЭДУ мегаваттного класса выполненной в рамках или по образу проекта «Нуклон». Ядерная энергетическая установка является основным элементом космической станции и служит для энергетического обеспечения, как текущей жизнедеятельности космической станции, так и для обеспечения электрической энергией научной и лабораторной работы ведущейся на космической станции. Ядерная энергетическая установка имеет систему аварийной расстыковки с космической станцией, а также необходимые двигатели для увода энергетической установки на орбиту захоронения.
Само создание национальной российской космической станции целесообразно разделить на этапы. В моем понимании, это может быть восемь этапов.

Полагаю, лучше всего этапы строительства космической станции будет показать наглядным образом. Как говориться, а теперь будут слайды…

Этап создания ядра станции.

На данном этапе создается ядро будущей космической станции из двух универсальных станционных модулей, а также двух переходных узловых модулей и одного основного узлового модуля. В данной конфигурации один из универсальных станционных модулей выполняет роль функционально-грузового блока, а второй модуль служит в качестве бытового блока. При этом, универсальные станционные модули имеют дополнительные четыре порта размером 2,5 метра на своей обечайке с каждой стороны.

Этап установки модулей поддержания орбиты и хранения топлива.

На данном этапе к ядру станции стыкуется двигательный модуль, а также пристыковываются дополнительные модули хранения топлива и сжиженых газов, а также устанавливаются дополнительные блоки радиаторов и солнечных панелей, за счет которых обеспечивается жизнедеятельность и работа станции

Этап наращивания лучей и установки ближних круговых ферм.

В рамках этапа наращивания лучей космической станции производится присоединение к основному узловому модулю новых универсальных станционных модулей, по две единицы с каждой стороны. Кроме того, обустраивается ближняя ферменная конструкция, на которой ведется прокладка кабельных коммуникаций и коммуникаций систем обеспечения жизнедеятельности, подключение блоков радиаторов и солнечных батарей, размещение внестанционного оборудования, размещение рельсовых путей роботизированных тележек внестанционных манипуляторов и систем перемещения во время осуществления внестанционной деятельности экипажа.

Этап расширения ядра станции.

На этапе расширения ядра станции осуществляется расширение бытовых блоков станции за счет присоединяя дополнительных универсальных станционных моделей к ядру станции.

Этап установки ядерного энергетического модуля.

На данном этапе для обеспечения нормального энергетического функционирования станции осуществляется установка ядерной энергетической установки мегаваттного класса.

Этап установки модулей внешнего переходного кольца и модулей внешних кольцевых ферм.

На данном этапе происходит расширение производственных лабораторных и специальных мощностей станции за счет создания внешнего кольца станции из специальных модулей. Кроме того, устанавливается внешняя ферменная конструкция на которой ведется прокладка кабельных коммуникаций и коммуникаций систем обеспечения жизнедеятельности, подключение блоков радиаторов и солнечных батарей, размещение внестанционного оборудования, размещение рельсовых путей роботизированных тележек внестанционных манипуляторов и систем перемещения во время осуществления внестанционной деятельности экипажа.

Этап установки лабораторных и специальных модулей на внешнее переходное кольцо.

На данном этапе происходит дальнейшее расширение лабораторных и специальных мощностей станции за счет присоединения универсальных станционных модулей к внешнему кольцу станции.

И этап дальнейшего расширения и модернизации.

На данном этапе могут проводится работы по созданию на мощностях станции внешних стапельных конструкций, расширения станции за счет присоединения новых модулей и ферменных конструкций, а также проведению других перспективных работ.

Таким образом, выполнив все этапы строительства национальной космической станции, Россия может получить на низкой околоземной орбите объект со следующими техническими характеристиками:

Технические характеристики:

Масса — ~1300 т.
Длина — 109 м
Ширина — 95 м
Высота — 130 м (с фермами ЯЭУ)
Обитаемый объём:
— бытовые отсеки — 1470 м³
— функционально грузовые отсеки — 294 м³
— специальные отсеки — 2352 м³
— лабораторные отсеки — 3288 м³
— научные отсеки — 7056 м³
ИТОГО: 14460 м³
Давление — 1 атм.
Температура — ~26,9 °C (в среднем)
Электрическая мощность солнечных батарей — 210 кВт
Электрическая мощность ЯЭУ — 2 МВт

Станция будет превосходить существующую МКС по массе примерно в три раза, по обитаемому объему в 15 раз, по энергетической мощности в 20 раз.

Возникает резонные вопрос, сколько подобная космическая станция может стоить. Сразу оговорюсь, что точную сумму я назвать не смогу, но можно предположить, зная некоторые исходные данные.

В прошлом году Роскосмос опубликовал документы, в которых называется стоимость разработки ракетно-космического комплекса «Протон-НЭМ», который будет использоваться для выведения научно¬-энергетического модуля на Международную космическую станцию (МКС).

Как сообщается, стоимость научно-энергетического модуля составит 3,8 миллиардов рублей. Его сборка ориентировочно должна была быть завершена в 2019 году, а срок его эксплуатации составит пятнадцать лет.

Также известна стоимость европейского лабораторного модуля, которые сегодня работает на МКС. По оценкам экспертов, стоимость его строительства составила порядка $1,9 млрд или 144 миллиардов рублей.

Если учесть, что стоимость российской космонавтики в среднем в пять раз ниже стоимости аналогичных программ в Европе и США, то можно предположить, что универсальный модуль нашей космической станции должен стоить в районе 4 — 5 миллиардов рублей. Скорее всего цену я завысил, тем не менее пусть будет так.

Таким образом, совокупная стоимость строительства национальной космической станции России составит порядка 300 миллиардов рублей, что примерно составит немногим большим 3,5 миллиардов долларов США. И что по затратам сопоставимо с провидением Олимпиады в Сочи или строительством платной автодороги М-11 Москва – Санкт-Петербург.

На первый взгляд получается даже как-то не особо и дорого. А если учесть, что подобное строительство должно идти примерно в течении 5 – 7 лет, то для бюджета России подобная финансовая нагрузка совершенно неощутима, а польза от подобной работы будет у всех на виду.

В заключении хотелось бы сказать следующее.

Я видел много проектов и концепций будущих космических станций, которые предлагаются после МКС. Это частные проекты по космическому туризму, это различные проекты NASA. Но вот чего я не видел, так это проекта Роскосмоса. Кроме слов заместителя генерального конструктора Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимира Соловьева относительно будущего проекта российской орбитальной служебной станции, о том, что там будет WiFi для туристов больше ничего нет. Нет даже эскизного проекта или анимированной картинки, а хотелось бы посмотреть и желательно с ценой.

Владимир Орлов

https://partyadela.ru/blogs/vladimir-orlov/12249/