Турецкий взгляд на Октябрьскую революцию через призму векового опыта

Дорогие друзья, представляем вашему вниманию публикацию Турецкой «партии Родина», в некотором роде политического аналога Российской партии «Родина» на тему восприятия Великой Октябрьской Социалистической Революции через призму прошедшего столетия.

 

Генеральный председатель Vatan Partisi (Партии Родина)

Doğu Perinçek (Догу Перинчек) / Журнал Теория, Ноябрь 2017

Столетие Октябрьской революции осталось позади. С того времени Земля успела сделать ровно сто оборотов вокруг солнца. Вековой опыт разделяет сегодняшний день от Октябрьской революции.

Что мы еще не успели пережить во время Октябрьской революции:

  • еще не было четырех лет гражданской войны;
  • мы не знали какую программу выберет Советский Союз до 1930 годов;
  • мы еще не прошли через опыт Отечественной войны во Второй мировой войне;
  • мы не знали о революциях в Турции, Китае, Восточной Европе, Корее, Вьетнаме, Кубе, Венесуэле, о войне за независимость Алжира, об освобождении Африки от колониализма;
  • Советский Союз не вернулся назад к капитализму.

Нельзя узнать что-либо о человеке, изучая двух-трех летнего ребенка.

Смотря на росток не достичь знаний дерева.

Обладая знаниями об одноклеточном организме невозможно создать теорию обо всех живых существах.

Разница в вековом опыте

Теория об Октябрьской революции была создана во время этой революции, теми кто совершал эту революцию. Таким образом создатели этой теории не знали о том, что будет после Октябрьской революции. Несмотря на неполноценность теории Октябрьской революции, с точки зрения догматики она не получила своего дальнейшего развития. Тогда как мы не сможем понять и разъяснить Октябрьскую революцию в 1917 году, также изучая ее в 1918, 1928, 1938, 1998, 2008 годах мы не сможем достаточно хорошо понять и разъяснить. Самую полноценную теорию Октябрьской революции можно создать в 2017 году, благодаря вековому опыту, оценивая столетнюю революционную практику.

Можно и так сказать: ограничиваться использованием опыта Ленина, Сталина, или другого лидера революции, при создании теории Октябрьской революции, изначально означает, что вы признаете ее неполноценность. Несомненно, те кто совершил революцию, вывели теорию из этой практики. Верность каждой практики обусловлена временем. Незнание того, что будет в дальнейшем, определяет границы теории.

Первые революции эпохи империализма

Октябрьская революция была первой революцией второй волны революционной практики ХХ века. Первая революционная волна началась с Русской революции 1905 года и продолжилась Турецкой революцией Свободы 1908 года, Иранской революцией 1907-1907 годов, Мексиканской в 1910 году и Китайской демократической революцией 1911 года.

Это первая революционная волна, по сути дела, дала подсказки для революционной теории эпохи империализма. Центр мировой революции уже был на Востоке. Европоцентристскую революционную теорию человечество оставило позади. Революция уже назревала не в развитых капиталистических странах, а в угнетенных, где все увеличивалась борьба против империализма.

Революционная теория в эпоху империализма

В годы перехода капитализма в империалистическую стадию, такие экономисты как Гильфердинг и Гобсон, разъясняя своими теориями империализм, выявляли социально-экономические противоречия нового периода. Ленин, продвинувшись дальше них, выдвинул революционную теорию эпохи империализма. Отныне прогресс представляла Азия, а отсталость Европа. Ленин создал революционную теорию нового периода изучая возвышающуюся революционную практику в Азии. Разница между Ленином и экономистами-теоретиками заключалась в разнице между фактом борьбы за изменение мира и ошибками в старании наблюдать за миром.

Ленин обосновал, что противоречия, которые вели к революции в эпоху империализма, изменились. Отныне революция не была продуктом противоречия между частной собственностью и общественностью производства, как это было в теории XIX века. Говоря простым языком, революция уже не была итогом противоречия между буржуазией и пролетариатом. Мир был разделен на два больших лагеря: на угнетающие нации, состоящие из нескольких империалистов, и на угнетенные нации. Классовая борьба в капиталистических странах частично взвалилась на угнетенные нации. Борьба угнетенных стран с империализмом вышла на передний план. И в этих условиях революция должна была произойти в слабом звене империализма, говоря иначе в угнетенных странах. Центр революции смещался на Восток.

Теория между двумя эпохами

Октябрьская революция произошла в начале этих процессов. Да, позади были вестники нового периода: Русская революция 1905 года, а затем были и Турецкая, Иранская, Китайская революции, и эта практика также давала свои первые плоды. Поэтому теория Октябрьской революции была создана, если так можно выразится, в стесненном с двух сторон положении.

До Октябрьской революции была Февральская революция 1917 года. Большевики видели предстоящую перед Россией революцию еще в начале 20 века. Страна была в стадии демократической революции. Основными слоганами революции были Республика и Хлеб. Во время мировой войны к слогану добавилось и слово Мир.

Февральская революция 1917 года сокрушила царизм, была совершена демократическая революция. По мнению большевиков, теперь наступал час пролетарской революции. Перед Россией уже была социалистическая революция. Когда Октябрьская революция была совершена, пережитый акт революции был внедрен в эту теорию. Воодушевляли также рабочие движение и революционные атаки в Германии. Вместе с Октябрьской революцией мир вступил в эпоху Пролетарских революций.

Однако практика после Октябрьской революции показала неполноценность этой теоретической модели.

Правильное восприятие страны, где произошла Октябрьская революция

Старая теория Октябрьской революции ставила акцент на накопленном опыте рабочего класса и на опыте в промышленной сфере. Потому что марксизм XIX века характеризовал революцию и как результат индустриализации, и как творение рабочего класса. Европейские революции 1848 года и Парижская Коммуна несомненно доказали верность Манифеста Коммунистической партии 1848 года. Однако условия в эпохе империализма ХХ века были другими. Октябрьская революция произошла в то время, когда перестала действовать революционная теория XIX века, с другой стороны революционной теории эпохи империализма не хватало накопленного опыта.

Меньшевики, будучи марксистами-догматиками были привязаны к устаревающей теории и говорили о характере рабочих России. А большевики, принимая во внимание феодальные остатки в России, делали акцент на союзе рабочих и крестьян.

Совет рабочих, крестьян и солдатов, который и совершил Октябрьскую революцию, оправдал позицию Большевиков. Но несмотря на это, большевистская теория Октябрьской революции не смогла выйти из тени теории XIX века. И это естественно, потому что Октябрьская революция произошла в то время, когда продолжалось влияние европоцентристской старой теории.

Когда начал накапливаться опыт эпохи империализма, Ленин начал подчеркивать азиатский характер России. Россия была последним из капиталистических стран, и первым среди полуфеодальных. В преддверии Февральской и Октябрьской революции Ленин отделял Россию от западноевропейских и североамериканских передовых капиталистических стран. И к тому же, Ленин в январе 1917 года включал Россию, как и Турцию, Китай, Иран и шесть маленьких балканских государств, в ряд “полуколониальных, с точки зрения экономики, Азиатских стран”.[1]

В 1921 году определение Ленина о России стало еще более четким. На Третьем конгрессе Коммунистического интернационала был представлен рапорт, где произошедшие в начале ХХ века революции в России, Турции, Иране и Китае были помещены в один ряд: “Колонии и полуколонии, образующие подавляющее большинство мирового населения”. Трудящиеся массы этих стран “вышли на мировую политическую арену, став активным фактором сокрушения империализма путем революции”.[2]

Как мы видим, определение Ленина о России и Октябрьской революции в 1921 году уже освободилось от теории XIX века. Дореволюционная Россия, наряду с Турцией и Китаем, находится в ряду угнетенных стран мира, а русский народ, является одним из тех народов, “которые сокрушили империализм революцией”.

Будучи верным своему утверждению Ленин констатировал, что программы и проблемы революций в России, Турции, Иране и Китае, которые он называет «современными буржуазно-демократическими революциями в Азии», одинаковы.[3]

Революционная теория эпохи империализма прояснилась благодаря практике революций в Азии, особенно благодаря Китайской революции. Здесь Мао Цзедун сделал самый смелый шаг. Китай был аграрной страной и основную силу революции образовывало крестьянство. Пролетариат был руководящим классом революции.

Не социалистическая, а национально-демократическая революция

Большевистская партия охарактеризовала Октябрьскую революцию как социалистическую революцию. Но Россия после 1917 года не вошла в практику социалистической революции. То, что было сделано после Октябрьской революции на самом деле показывает, что демократическая революция продолжается. Октябрьская революция развила Февральскую демократическую революцию, возглавляемую буржуазией, в национально-демократическую революцию, возглавляемую пролетариатом. В эпоху империализма, в такой аграрной стране как Россия, демократическая революция не смогла бы продвигаться под предводительством буржуазии. Рабочий класс, забрал власть у буржуазии и развил демократическую революцию дальше, возглавляя борьбу для достижения социализма.

Гражданская война 1918-1921 годов была не войной между пролетариатом и буржуазией, а войной русского народа против империализма. Английский, французский и американский империализм вторгся в Россию с армией в триста десять тысяч солдат и офицеров.

Шестьсот тысяч солдат из стран, подконтрольных этим империалистическим государствам, вместе с остатками царизма – армией реакционистов, воевали, чтобы сокрушить Советскую революцию. Все вместе составляли миллион солдат.[4] Еще в самом начале Советская революция воевала четыре года не только с реакционизмом, но и с империализмом.

Более того, чтобы выжить против империализма во Второй мировой войне, революция сподвигла Отечественную войну. В 1941 году, когда нацистские империалисты напали на Советский Союз, Октябрьской революции было только 24 года. Практика, пережитая в период Второй мировой войны, была не социалистической революционной, а практикой Отечественной войны. Единство всего Советского народа было выдвинуто на передний план. Большая проблема, стоящая перед Россией, была разрешена не программой борьбы рабочего класса с буржуазией, а программой войны всего Советского народа против империализма. Настолько, что историческими героями этой войны были не такие лидеры пролетарской революции как Ленин, а такой князь как Александр Невский, сопротивляющийся нашествию тевтонцев, такой царь как Иван Грозный, объединивший Россию, и такой генерал царской армии с тюркскими корнями как Кутузов, победивший Наполеона.

Если рассматривать все целиком, начавшийся с Октябрьской революции процесс создания, можно назвать национально-демократической революцией. Только вдумайтесь, спустя четыре года после Октябрьской революции Советская власть приняла Новую Экономическую Политику (НЭП) для поддержки буржуазии. Реалии России исправляли теорию.

Переход к перманентному строительству социализма

На деле ликвидация частной собственности началось после 1929 года. Получается, что переход к строительству социализма происходил в 1930 годы. Действенной была теория перманентной революции Ленина. Собственно, согласно установившемуся теоретическому опыту Большевиков даже 1930 годы были преждевременны для перехода к строительству социализма. Но приближающаяся Вторая мировая война и необходимость обеспечения населения городов продовольствием, сделали обязательным в сельской местности переход к коллективной форме собственности. В начале этого процесса были серьезные разногласия. Бухарин нашел этот выпад преждевременным.

Невозможно опровергнуть важность коллективизации в подготовке к мировой войне. Но проблемы, которые возникли из-за ранней коллективизации в сельском хозяйстве; созданные им препятствия в развитии производственных сил; его воздействие, которое сотрясло союз рабочих и крестьян; ослабление поддержки власти народом и связанное с этим чрезмерное использование принудительных мер, всегда были поводом разногласий. Некоторые даже связывали процесс возвращение Советского Союза к капитализму с этим ранним выпадом. Дискуссии по этому поводу можете прочитать в нашей книге под название «От Сталина к Горбачеву».[5]

Здесь мы хотели акцентировать внимание на следующем:

Вековая практика после 1917 года доказала, что Октябрьская революция не является социалистической революцией, и имеет характер национально-демократической революции. Ее отличие от старых демократических революций состоит в том, что она была возглавлена не буржуазией, а рабочим классом. Октябрьская революция, как и любая национально-демократическая революция, несомненно включает в себя практику, связанную с общественной собственностью и усилия, направленные на беспрерывное продвижение к социализму. Не только в Октябрьской революции, но и в Турецкой революции 1908 года, в Китайской революции 1911 года, в Кемалистской революции 1920-1945 годов и во всех великих национально-демократических революциях нашей эпохи мы видим народность, этатизм, частично опирающиеся на трудящиеся классы власть.[6]

Эпоха не пролетарских, а национально-демократических революций и продвижения к социализму

Эпоха, начавшаяся с Октябрьской революции 1917 г., в теории того времени была разъяснена как “Эпоха Пролетарских революций”. В первые годы Октябрьской революции была такая надежда. Рабочие мятежи в Германии и их краткосрочное пребывание у власти поддержали эту надежду. Но сегодня, в 2017 году, обернувшись назад мы видим, что эпоха, начавшаяся с Октябрьской революции не “Эпоха Пролетарских революций”.

Изучив мировую практику после Октябрьской революции, это определение было изменено. Сталин указал, что мир вошел в эпоху “Пролетарских революций и национально-освободительных войн”.

Нельзя объяснить одним лишь ревизионизмом объявления в 1990 годах партий, пребывающих у власти в Советском Союзе и в Восточной Европе, о возвращении к капитализму. Нужно также иметь ввиду общественно-экономическую основу, которая питала новую буржуазию, возглавляющую возврат к капитализму. Стоит добавить и условия в мире, где капитализм еще не истощил себя. В этом случаи очевидно, что для охарактеризования нашей эпохи необходимы подлинные определения.[7]

Оценивая сегодня оставшийся позади век, его можно назвать эпохой “национально-демократических революций и открытия социализму”. Давайте рассмотрим революции ХХ века, все они произошли в войнах за Родину. С этой точки зрения Октябрьская революция не является исключением. В тот исторический период единственной силой, способной объединить Россию, была Большевистская партия, это признают все. Октябрьская революция выстояла в период четырехлетней гражданской войны, а точнее войны за Родину, и во Второй мировой, Отечественной войне. Только революция смогла объединить Россию в Первой и во Второй мировых войнах. Только революцией Россия могла объединится, и она объединилась. И как только эта революция рухнула, Россия развалилась. Это показывает национальный характер Октябрьской революции и то, что она была следствием войны за Родину. Произошедшие после Октябрьской революции: Китайская революция, Корейская, Вьетнамская, Камбоджийская, Лаосская революции, восточноевропейские революции, Кубинская революция… — все они свершились путем войны за Родину. Эта истина определяет характер нашей эпохи.

Коммунистическая партия Китая, возглавляющая Китайскую Народную Республику, которая в наши дни представляет передовую практику на пути к социализму, справедливо заявляет, что Китай “находится на ранних стадиях социализма”. А в таких странах как Корея, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Куба, средства, направленные на строительство социализма, были изменены в соответствии с реалиями страны и мира, и поправки, направленные на укрепления режима, вышли на передний план. Различные партии в мире, которые ставят своей целью социализм, даже в развитых капиталистических странах утверждают, что они в стадии национально-демократической революции. Например, в программах таких партий как Коммунистическая партия Японии (самая многочисленная коммунистическая партия после Коммунистической партии Китая), Коммунистическая партия США, и Коммунистическая партия Российской Федерации, первой целью является национально-демократическая революция.

Азиатские революции, с которых началась наша эпоха

Впредь нужно ставить под вопрос утверждение о том, что революции эпохи империализма начались с Октябрьской революции. Потому что ранее, до Октябрьской революции, произошли такие революции нашей эпохи как: Русская революция 1905 года, Младотурецкая революция 1908 года, Иранская революция 1907-1909 годов, Мексиканская революция 1910 года, Китайская революция 1911 года, Русская Февральская революция 1917 года. Теория, выработанная после 1917 года, опиралась на то, что Октябрьская революция была на самом деле “Пролетарской”. Принятие этого включало в себя также принятие того, что Октябрьская революция была началом эпохи Пролетарских революций. Однако сегодня видно, что практика последних ста лет состоит из инициативы национально-демократических революций и раскрытию социализму. Таким образом началом эпохи была не Октябрьская революция, а первая волна Восточный революций.

Опыт независимости Империй

Начавшаяся Русской революцией 1905 года волна демократической революции не похожа на революции, произошедшие в таких развитых капиталистических странах как: Англия (1640-48 годы), США (1776 год), Франция (1789 год). Восточные революции эпохи империализма произошли не в развитых капиталистических странах, а в аграрных. Но не просто аграрных, а в таких бывших великих империях как: Россия, Турция, Иран и Китай.

Опыт организации и опыт независимости империй стала движущей силой революций, начавшихся на Востоке. Эпоха Азии началось с Русской революции 1905 года и продолжилась Иранской революцией 1907-1909 года и Турецкой революцией 1908 года.

Три великих империи в Азии стояли во главе мировой революции в первой половине ХХ века, стоят во главе ее и в ХХI веке. Имперский опыт стал революционным наследием усилий, создавших современное общество.

Наследие Октябрьской революции

Россия вернулась к капитализму. Но мы видим, что в этой стране до сих пор сильно наследие Октябрьской революции. Патриотический опыт Октябрьской революции, и в особенности Отечественная война под предводительством Сталина являются источником, питающим Русских патриотов, представленных Путиным.

Устремления трудящихся также живут благодаря наследию Октябрьской революции в России. В опросах, проводимых в России, самыми влиятельными историческими личностями на первых двух строчках всегда находятся Сталин и Ленин.

Рухнул Советский Союз, созданный Октябрьской революцией, однако революционный опыт и традиции Октябрьской революции остаются историческим наследием России, определяющим ее будущее.

Революционное течение нашей эпохи

Октябрьская революция не была революцией, начавшей нашу эпоху, но была первым революционным успехом революционного течения нашей эпохи.

Русская революция 1905 года, Турецкая революция 1908 года, Иранская революция 1907-1909 годов, Китайская революция 1911 года, Русская Февральская революция 1917 года были возглавлены буржуазными демократическими партиями. Являющийся революцией средь угнетенных стран Мексиканская революция 1910 года также возглавлялась буржуазной демократией. Октябрьская революция 1917 года, совершенная Большевистской партией, возглавляемой рабочим классом, является первым примером нового типа демократической революции. Руководством к действию для партии, возглавляющей революцию, был научный социализм.

Революции в Азии, Африке и Латинской Америке, произошедшие после Октябрьской революции, были совершены под флагом научного социализма. Революционная идеология, которая привела в движение миллионы, десятки миллионов, сотни миллионов людей впервые вышла на сцену истории благодаря Октябрьской революции.

Научный социализм, который продемонстрировал первую успешную революционную практику вместе с Октябрьской революцией, был светочом не только народного движения 20-го века, но и войн за Родину. Изучение коллекций газеты “Hâkimiyet-i Milliye”, главные статьи в котором обычно писал Мустафа Кемаль паша, даст необходимую информацию об идеологической обстановке в Анкаре в период национально-освободительной войны в Турции.[8]

После Войны за независимость Турции, которая была первой освободительной войной в нашей эпохе, во всех войнах за Родину мы видим знамя научного социализма и его сильное влияние. В этом отношении идеология Октябрьской революции в меньшей степени получила свои отголоски в капиталистических странах, чем в угнетённых странах. В развитых капиталистических странах мы также видим, что рабочие движения и защита Родины в основном происходили под главенством научного социализма. Первыми на ум приходят примеры Гражданской войны в Испании и Сопротивления во Франции и Италии в период Второй мировой войны.

Октябрьская революция является не только величайшим актом революционного наследия человечества, но и источником для создания мира будущего. С этой точки зрения Октябрьская революция — это не только традиция нашего столетия, но и один из главных факторов, определяющий каким будет следующее столетие. В этом отношении Октябрьская революция занимает особое место в революционном наследии и в будущем человечества, наряду с революциями во Франции, Америке, Турции, Китае и с освободительными войнами в Азии, Африке и Латинской Америке.

 

 

 

[1] Lenin, “Statistics ant Sociology, Ocak 1917”, Collected Works, c.23, s. 252’den aktaran Doğu Perinçek, Lenin Stalin Mao’nun Türkiye Yazıları, Genişletilmiş 4. basım, Kaynak Yayınları, İstanbul, Ağustos 2014, s.54.

[2] Lenin, Üçüncü Enternasyonal Konuşmaları, cev. Cemal Eren, Koral Yayınları, İstanbul, Mayıs 1976, s.113.

[3] Lenin, Demokratie und volkstümler ideologie im China”, Werke, c.18, Dietz Verlag, Berlin 1965, s. 152-158.

[4] Bu konuda geniş bilgi için bkz. Yıldırım Koç, “Rus Devrimi ve Vatan Savunması”, Teori, Mart 2007, sayı 206. Yine bkz. Doğu Perinçek, Bilimsel Sosyalizm ve Bilim, Kaynak Yayınları, 13. Basım, İstanbul, Mayıs 2013, s. 125 vd.

[5] Doğu Perinçek, Stalin’den Gorbaçov’a –Sosyalist Devrimi Sürdürmek ve Kapitalizme Geri Dönüş- Gözden geçirilmiş 4. Basım, Kaynak Yayınları, İstanbul, Şubat 2010.

[6] Asya devrimlerinin millî demokratik karakteri konusunda bkz. Doğu Perinçek, Asya Çağının Öncüleri -21. Yüzyılda Lenin Atatürk ve Mao-, Kaynak Yayınları, Birinci basım, İstanbul, Kasım 2015, s. 42 vd.

[7] Bu konuda geniş bir açıklama için bkz. Doğu Perinçek, Bilimsel Sosyalizm ve Bilim, s.146 vd.

[8] Kurtuluş Savaşının İdeolojisi -Hakimiyeti Milliye Yazıları-, Genişletilmiş 2. Basım, Kaynak Yayınları, İstanbul, Nisan 2004.