Просвещение, образование, наука и печать в России 1901 — 1914 гг

И.О.Крылов

Различная ведомственная принадлежность казенных, а также большое количество общественных и частных учебных заведений — начальных, средних общеобразовательных и специальных — делает крайне затруднительным их сколько-нибудь полный и точный учет. Наиболее полные и детальные статистические данные публиковались Министерством народного просвещения, Учебным отделом Министерства торговли и промышленности и Департаментом земледелия Главного Управления Земледелия и Землеустройства — во всеподданнейших отчетах, ведомственных статистических изданиях.

Начальное образование было представлено множеством различных типов учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность.

Наиболее распространенным типом начальной школы являлись сельские одноклассные и двухклассные училища МНП с трехлетним и пятилетним курсом обучения, которые финансировались, в основном, местными земствами, сельскими обществами и частными лицами. Обязательные предметы преподавания: закон божий, русский язык с чистописанием, арифметика — в одноклассных училищах и, наряду с этим, — история, география, естествоведение, церковное пение и черчение — в двухклассных. На каждое одноклассное училище полагался один учитель и один законоучитель.

В ведении Святейшего синода находились церковноприходские школы — одноклассные с трехлетним и двухклассные с четырехлетним курсом обучения, имевшие программу обучения, сходную с начальными училищами МНП. Учителями в них были местные священники, а также выпускники духовных учебных заведений. Кроме того, Святейшему синоду принадлежали школы грамотности с двухлетним курсом обучения, не имевшие статуса полноценного начального учебного заведения.

Основным типом начальных учебных заведений в городах являлись городские училища, основную массу которых составляли трехклассные училища с шестилетним курсом обучения. В их программу входили обучение чтению и письму, изучение закона божьего, русского языка, арифметики, практической геометрии, а также черчение, рисование, отечественная история, география, естествоведение и церковнославянское чтение. В соответствии с правительственным решением с 1 июля 1912 г. городские училища преобразовывались в высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения, в учебный план которых включались алгебра, геометрия, физика, рисование, пение, черчение и гимнастика.

К концу 1914 г. в России насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам — 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%).

В системе среднего образования центральное место занимали классические гимназии — мужские и женские. Выпускники первых пользовались преимущественным правом поступления в университеты. В мужских гимназиях с 8-летним курсом обучения программа включала следующие предметы: закон божий, русский и церковнославянский языки, латинский, греческий, немецкий, французский языки, философская пропедевтика, законоведение, математика, физика, история, география, природоведение, рисование, чистописание.

Курс обучения в женских гимназиях был несколько облегчен по сравнению с мужскими и составлял 7 лет. При гимназиях могли организовываться дополнительные педагогические классы с одногодичным или двухгодичным курсом обучения, готовившие выпускниц к педагогической деятельности. Особыми типами женских средних учебных заведений являлись гимназии и институты благородных девиц ведомства императрицы Марии, учебные планы которых приближались к программам гимназий МНП.

Прогимназии, как мужские, так и женские, имели 4-х или 6-летний курс обучения и имели облегченные по сравнению с классическими гимназиями программы обучения.

Реальные училища были рассчитаны на подготовку к получению технического образования. Курс обучения был рассчитан на 7 лет. В пятом и шестом классах могли открываться коммерческие отделения. В седьмом классе упор делался на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения с механико-технологическим и химико-технологическим уклонами (в университеты выпускники реальных училищ не допускались). Учебный план предполагал изучение следующих предметов: закон божий, русский язык, один из иностранных языков, география, история, математика, физика, естествоведение, рисование, черчение, чистописание, законоведение. В коммерческих отделениях увеличивалось число часов на изучение иностранных языков и вводилось письмоводство и книговодство.

Технические училища МНП готовили техников для промышленных предприятий.

В целом по России к 1 января 1914 г. из 8902621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся, в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях — около 6%, в специальных средних и низших школах — 3,2%, в различных частных, национально-религиозных и т.п. учебных заведения — около 7%, в высших учебных заведениях — 0,8%, остальные, около 1%, не распределены по категориям заведений. (Статистический ежегодник России на 1915 г. Пг., 1916. Отд. 1. С. 144).

Таблица 1

Грамотность населения России по данным переписи 1897 г.

Регионы Всего населения Из них грамотных В том числе (в %) в городах
мужчин женщин всего мужчин женщин всего мужчин женщин всего мужчин женщин всего
абс.  % абс.  % абс.  % абс.  % абс.  % абс.  %
Европейская Россия 45749575 73,2 47693289 75,5 93442864 74,4 14919524 81,4 6509632 78,9 21429156 80,6 45,3
 % 49,0 51,0 100 32,6 13,6 22,9
Польша 4712090 7,5 4690163 7,4 9402253 7,5 1612402 8,8 1256118 15,2 2868520 10,8 44,7
 % 51,0 49,0 100 34,2 26,8 30,5
Кавказ 4886713 7,8 4402651 7,0 9289364 7,4 888258 265385 3,2 1153643 4,4 33,7
 % 52,6 47,4 100 18,2 6,0 12,4
Сибирь 2964419 4,8 2794403 4,4 5758822 4,6 569054 3,2 142073 1,8 711127 2,7 39,4
 % 51,5 48,5 100 19,2 5,1 12,3
Средняя Азия 4164551 6,7 3582167 5,7 7746718 6,1 329574 1,8 77565 0,9 407139 1,5 18,5
 % 53,8 46,2 100 7,9 2,2 5,3
Итого по империи 62477348 100 63162673 100 125640021 100 18318812 100 8250773 100 26569585 100 45,3
 % 497 503 100 293 131 211

Источник: Общий свод по империи разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 29 января 1897 г. СПб., 1905. Т. 1. С. 39-40.

Уровень грамотности населения России постепенно повышался, о чем свидетельствует расчет удельного веса грамотных по возрастным группам: так, в возрастной группе от 40 до 50 лет процент грамотных составлял 22,9%, в группе от 30 до 40 лет — 27,6%, в группе от 20 до 30 лет — 31,9%. (А.П. Корелин).

Таблица 2

Низшие учебные заведения МНП на 1913 г.

Учебные округа Высшие начальные и городские училища Уездные и подходящие к ним по курсу училища
количество учебных заведений количество учащихся количество учебных заведений количество учащихся
М Ж М Ж
С.-Петербургский 109 11870 1150
Московский 238 28536 2018
Харьковский 110 14587 2961
Одесский 86 21183 934 19 1880 59
Киевский 179 14588 3781 16 1944 1255
Виленский 128 17214 1376
Казанский 100 15025 3 295
Оренбургский 89 9862 2105
Кавказский, 122 20129 1459 3 385
Рижский 42 4770 353
Варшавский 25 4063 212
Западно-Сибирский 44 5200 915
Иркутский ген. губ. 34 3563 397
Туркестанский ген. губ. 25 2895 87
Приамурский ген. губ. 11 1381 82
Итого 1351 165863 17830 41 4504 1314

Таблица 2 (продолжение)

Учебные округа Начальные училища разных типов Ремесленные учебные заведения Мариинские женские училища
количество училищ общее количество учащихся количество учебных заведений количество учеников количество училищ количество учащихся
городские сельские М Ж
С.-Петербургский 663 5459 202751 128410 18 929
Московский 1128 12764 672817 385411 55 3603
Харьковский 577 7724 489347 104500 34 2145
Одесский 588 4709 310257 180021 22 1447
Киевский 402 5931 364589 140430 18 1480
Виленский 326 6277 294557 112801 15 1232 3 487
Казанский 576 6455 436605 194323 34 2663 1 176
Оренбургский 274 4982 220593 96333 21 1277 1 124
Кавказский 520 3942 242061 110658 22 1920 9 1819
Рижский 307 2515 83660 71714 2 225 2 330
Варшавский 868 4245 203414 128048 6 734 1 114
Западно-Сибирский 241 2410 99414 44001 6 488 2 455
Иркутский ген. губ. 152 1425 53558 26090 6 396
Туркестанский ген. губ. 124 372 24015 11552 1 126 1 202
Приамурский ген. губ. 63 675 24369 13291 3 243
Итого 6809 69618 3722007 1837673 260 (1) 19108 20 3707

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 186-191, 193. 202-207, 228.

(1)- Кроме того, 48 ремесленных учебных заведений МНП, открытых на основании особых уставов на средства учредителей

Таблица 3

Учебные заведения для подготовки учителей низших учебных заведений на 1913 г.

Учебные округа Учительские институты Учительские семинарии Педагогические курсы для учителей (количество)
количество институтов количество учащихся количество семинарий количество учащихся
С.-Петербургский 3 191 13 1526 11
Московский 6 487 19 1840 16
Харьковский. 3 167 10 870 10
Одесский 3 161 12 1095 10
Киевский 3 198 13 1271 20
Виленский 4 (1) 322 8 924 9
Казанский 3 228 11 1135 15
Оренбургский 2 113 9 584 17
Кавказский 3 206 9 972 11
Рижский 5 470 7
Варшавский 7 640 5
Западно-Сибирский 2 112 4 387 5
Иркутское ген. губ. 1 64 4 248 4
Туркестанское ген. губ. 2 107 2
Приамурское ген. губ. 2 122 5
Итого 33 2249 128 12190 147

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 148, 156.

(1)- В т.ч. еврейский учительский институт (81 уч.).

Таблица 4

Средние учебные заведения МНП на 1913 г.

Учебные округа Мужские учебные заведения Женские учебные заведения
гимназии прогимназии реальные училища Технические гимназии прогимназии
средние низшие
кол-во учебных заведений кол-во учеников кол-во учебных заведений кол-во учеников кол-во учебных заведений кол-во учеников кол-во училищ кол-во учеников кол-во училищ кол-во учеников кол-во учебных заведений кол-во учениц кол-во учебных заведений кол-во учениц
С.-Петербургский 40 14171 42 9438 4 426 73 21490 11 1525
Московский. 87 24725 4 577 58 14671 10 2998 12 1330 195 64097 26 2903
Харьковский 41 13720 1 122 30 9576 3 851 2 196 115 45353 3 734
Одесский 46 14093 3 513 22 6778 4 711 1 57 86 30247 1 141
Киевский 64 20236 1 236 14 4258 4 709 1 139 95 28492 8 1082
Виленский 26 9186 11 3771 1 211 40 14867 2 137
Казанский 25 7417 2 379 29 8452 4 811 3 249 67 27950 7 718
Оренбургский 11 3831 2 315 18 4714 3 531 2 264 39 17104 5 775
Кавказский 28 13039 12 1424 25 8433 1 423 1 157 50 21043 8 1105
Рижский 12 5719 11 3931 32 105575 3 391
Варшавский 37 13157 4 793 6 2247 1 418 35 11240 3 395
Западно-Сибирский 11 2763 6 1452 1 102 18 7085 6 970
Иркутский ген. губ 4 2050 7 1487 1 360 15 6192 3 448
Туркестанский ген. губ. 7 2422 1 375 6 2810 5 616
Приамурский ген. губ. 2 1212 4 1217 7 3092 (1) 1
Итого 4411 47751 29 4359 284 80800 32 8023 27 2920 873 311637 92 11940

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 38, 39, 73-75, 94-97, 119-121.

(1)- Вместе с прогимназиями.

Таблица 5

Распределение учащихся учебных заведений МНП по вероисповеданиям и сословиям на 4 января 1914 года

Учебные заведения Общее число учеников к 1.01.14 По вероисповеданиям
православного римско- католического армянского иных христианских иудейского магометанского иных не христианских
Мужские гимназии 147751 104876 15323 4312 8402 13463 1024 351
Мужские прогимназии 4359 2575 911 185 269 300 107 12
Реальные училища 80800 62044 4590 1377 6381 4960 1294 154
Средние технические училища 8272 6829 482 77 379 465 32 8
Низшие технические 2671 2585 30 3 23 12 18
Женские гимназии 311637 238252 11768 5412 14050 40805 10722 628
Женские прогимназии 11940 9564 489 367 419 1030 34 37
Учительские институты 2249 2090 8 6 61 81 3
Учительские семинарии 12190 10773 513 61 440 1 340 62
Высшие начальные, городские, уездные училища 189511 149652 10686 3492 9880 12356 3099 346
Начальные училища
М 3722007 3038288 297220 40479 202861 20821 112141 10197
Ж 1837673 1431650 166078 11437 153998 42001 20333 2176
Ремесленные учебные заведения 14108 16640 1173 184 350 494 227 40

Таблица 5 (продолжение)

Учебные заведения По сословиям
потомственных дворян личных дворян и чиновник. из духовного звания почетных граждан и купцов мещан и цеховых казаков крестьян иностранцев прочих
Мужские гимназии 12618 35659 8360 14832 39625 2766 29167 1494 3230
Мужские прогимназии 287 494 159 266 1278 342 1251 36 246
Реальные училища 4776 13465 2296 7715 23953 3835 22094 1188 1478
Средние технические училища 259 627 153 440 2892 195 3471 60 175
Низшие технические училища 24 93 37 77 630 161 1575 5 69
Женские гимназии 17005 51250 15114 29889 109787 5750 72220 2393 8229
Женские прогимназии 364 1223 484 632 4218 376 4203 25 415
Учительские институты 23 36 29 41 465 180 1451 1 23
Учительские семинарии 147 201 135 202 1714 928 8651 2 210
Высшие начальные, городские, уездные училища 3962 5477 1858 4473 65031 10322 95149 1046 2193
Начальные училища
М данных нет
Ж данных нет
Ремесленные учебные заведения 293 288 175 218 5805 388 11634 40 267

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 50-53, 80-81, 102-105, 126-129, 150-151, 159-161, 174-179, 195-197, 215-221.

Таблица 6

Финансирование учебных заведений МНП в 1913г. (в руб.)

Учебные заведения Всего Из средств Государственного казначейства Плата за обучение и содержание в пансионах Частные и общественные средства (1) Прочие источники
Мужские гимназии 25789683 13852316 8838254 2006818 1092295
Мужские прогимназии 651215 211718 310336 111963 17198
Реальные училища 13607608 7809007 3809538 1567423 421640
Средние технические училища 1987377 978214 480928 209536 318699
Низшие технические училища 800939 388821 84124 215168 112826
Женские гимназии 23536644 1879969 17359363 3064608 1232704
Женские прогимназии 770392 93416 376820 227356 72800
Учительские институты 1068486 981478 21659 22631 42718
Учительские семинарии 4433095 34562051 204449 598144 174298
Высшие начальные, городские и уездные училища 12966767 8593678 1373075 2390656 609358
Начальные училища 114888687 50919435 926054 59679287 3363908
Ремесленные учебные заведения 3159449 1182149 136925 1190980 649395
Мариинские женские училища 170563 75598 50968 30519 13478

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 60-65, 88-89, 112-115, 137-141, 153-155, 163-165, 180-185, 199-201, 222-227.

(1)- Общественные, сословные и городские суммы, земские сборы, пожертвования и проценты с пожертвованных капиталов.

Таблица 7

Распределение лиц, получивших аттестаты и свидетельства зрелости в 1913 г. в учебных заведениях МНП, по занятиям, к которым они себя предназначали

Учебные заведения Число лиц, получивших аттестат зрелости в 1913 г. Изъявили желание продолжить образование по наукам Изъявили желание перейти к практической деятельности Не указали род занятий
педагоги-

ческим

богосло-вским историко- филологи-ческим физико- математи-ческим юриди-ческим медицин-ским техничес-ким военным по искусст-вам по гос. службе по частной службе
Мужские гимназии 9039 48 681 1535 1896 2208 1902 494 100 30 35 110
Реальные училища 4859 14 67 168 200 204 3123 546 61 34 77 365
Педагогические классы женских
гимназий 15389 1027 1476 876 615 306 496 6063 4530

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 59, 86-87, 136.

Таблица 8

Изменение в учебных заведениях МНП в 1905-1913 гг. (в %)

Учебные заведения Количество учебных заведений Число учеников Финансирование
всего выпущено поступило всего в т.ч. из казны
Мужские гимназии +67 +531 +91 +122
+36 +41
Мужские прогимназии -19 +16 -16
Реальные училища +79 +56 +86 +46 +146 +219
Средние технические училища +39 +36 +107 +56 +26 +30
Низшие технические училища +23 +13 +10 -10 +37 +64
Женские гимназии +121 +104 +133 +57
+124 +75
Женские прогимназии -50 -62 -36 -50
Учительские институты +230 +221 +148 +248 +217 +218
Учительские семинарии +80 +70 +48 +73 +127 +139
Высшие начальные, городские +72м +86м
и уездные училища +61 +44* +859ж +1184ж +133 +195
Начальные училища +56м
различных типов +75 +90ж +44* нет сведений +177 +647
Ремесленные учебные заведения +69 44 +50 +51 +79 +65
Мариинские училища +25 +54 +103 +187 +89 +111

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1905 г. СПб., 1907; то же за 1913 год. Пг., 1916.

(1)- Мужские и женские вместе.

Таблица 9

Учебные заведения Министерства торговли и промышленности на 1913 г.

Типы учебных заведений Количество учебных заведений Число преподавателей Число учащихся Выпущено в 1913 г. Сословный состав учащихся в %
муж. жен. всего дворяне духовенство почетные граждане и купцы мещане крестьяне другие сословия иностранцы
Коммерческие училища:
общественные 135 2598 31889 5058 36947 2222 9,3 1,0 14,2 42,5 25,8 5,7 1,5
частные 93 1674 12491 5353 17844 1203 15,8 1,0 12,1 43,3 21,6 5,2 1,0
Торговые школы:
общественные 92 1071 11919 2693 14612 1509 2,2 0,3 4,2 37,7 50,3 4,6 0,7
частные 492 4059 1415 5474 540 2,7 0,3 4,4 34,0 56,6 1,8 0,2
Торговые классы
25 265 5252 833 6085 1340 2,3 0,3 1,6 31,7 61,1 2,7 0,3
Курсы коммерческих знаний:
общественные 30 171 1598 687 2285 916 6,4 19 8,8 30,0 447 7,4 0,8
частные 82 395 4492 2032 6524 4312 9,4 12 8,2 30,7 44,7 5,0 0,8
Художественно-промышленные
учебные заведения (1) 81 433 3338 2683 6021 729 9,0 1,7 5,2 27,8 49,0 7,0 0,3
Технические и ремесленные
учебные заведения (2) 89 721 6936 2329 9265 2816 9,1 1,8 4,4 31,9 48,3 4,0 0,5
Горные и технические
учебные заведения (3) 10 88 620 682 1302 157 2,2 1,3 5,1 25,8 63,0 2,3 0,2
Сельские ремесленные
учебные заведения 58 нет св. нет св. нет св. 2411 463 1,6 0,7 1,2 11,4 70,5 14,6

Таблица 10

Национальный состав учебных заведений Министерства торговли и промышленности на 1913 г.

Типы учебных заведений Национальный состав учащихся (в %)
русские, украинцы, белорусы поляки прочие славяне литовцы, латыши эстонцы грузины армяне евреи татары немцы французы прочие
Коммерческие училища:
общественные 153,2 7,7 0,3 1,0 1,6 0,6 4,5 24,6 0,8 4,5 0,1 0,9
частные 39,0 20,5 0,1 3,3 0,2 0,1 1,3 31,4 0,3 3,4 0,1 0,3
Торговые школы:
общественные 68,6 1,9 0,5 7,8 2,7 0,2 2,0 11,3 0,8 3,7 0,5
частные 31,6 3,4 0 29,0 9,3 0,7 2,9 18,6 2,7 1,7 0,1
Торговые классы 54,9 15,2 0,8 0,2 2,0 0,2 24,2 1,6 0,9
Курсы коммерческих знаний:
общественные 80,9 1,9 0,1 2,8 2,2 0,3 3,2 6,4 1,7 0,5
частные 58,6 14,3 1,2 7,3 2,8 3,3 3,3 6,0 1,2 3,0 0,7
Художественно-промышленные
учебные заведения (1) 77,9 3,0 0,9 4,8 4,0 0,7 1,2 5,4 0,1 1,1 0,1 0,8
Технические и ремесленные
учебные заведения (2) 66,2 18,5 0,2 3,9 3,0 0,2 0,5 5,1 0,3 1,9 0,2
Сельские ремесленные
учебные заведения 97,5 0,4 0,5 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,2

Источник: Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 гг. Пг., 1914. С. 1-262; 263-418.

(1)- Художественно-промышленные училища, школы, учебные мастерские, рисовальные школы, классы, курсы.

(2)- Технические и ремесленные училища, курсы, классы, школы, мастерские; хозяйственные и промышленные курсы и классы; школы, курсы и классы кройки и изящных рукоделий.

(3)- Казенные, частные и общественные.

Таблица 11

Частные учебные заведения на 1 января 1913 г.

Учебные округа Частные учебные заведения Количество учащихся
Общее количество В том числе по разядам
I II III М Ж
С.-Петербургский 145 11 11 123 2169 2918
Московский 151 9 15 127 4306 2811
Харьковский 197 52 15 130 9927 5217
Одесский 192 34 48 110 7468 11303
Киевский 121 14 12 95 2277 4336
Виленский 120 23 30 67 3697 7068
Казанский 122 28 22 72 5492 6090
Оренбургский 38 1 7 30 1270 827
Кавказский 134 7 28 99 4526 4146
Рижский 429 50 85 294 16088 23320
Варшавский 1068 152 104 812 56522 57643
Западно-Сибирский 45 2 3 40 1869 1013
Иркутское ген. губ. 28 2 2 24 665 915
Туркестанское ген. губ. 43 2 8 33 1459 1598
Приамурское ген. губ. 30 5 3 22 1479 1601
Итого: 2863 392 393 2078 119214 130806

Источник: Всеподданнейший отчет Министерства Народного Просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 234-235.

(1)- I разряд соответствовал казенным средним учебным заведениям; П разряд — городским и уездным училищам; III разряд — начальным училищам.

Таблица 12

Национально-религиозные учебные заведения

Учебные округа Еврейские учебные заведения Магометанские школы
общее количество число учащихся в еврейских училищах мектебе медресе
М Ж
С.-Петербургский 17 234 38 1
Московский 24 421 139 102
Харьковский 42 909 301 114 12
Одесский 1029 21148 15161 406 24
Киевский 2450 45989 8182
Виленский 2474 15377 (1) 8522 (1)
Казанский 1938 150
Оренбургский 4 101 21 1129 424
Кавказский 12 801 490 2 4
Рижский 157 3792 1531
Варшавский 2905 61014 13133
Западно-Сибирский 3 156 23
Иркутское ген. губ. 8 369 151 9 2
Туркестанское ген. губ. 23 6022 445
Приамурское ген. губ. 2
Итого: 9248 150311 47692 9723 1064

Источник: Всеподданнейший отчет Министерства Народного Просвещения за 1913 г., Пг., 1916. Приложение. С. 186-191, 238.

(1)- Число учащихся в «хедерах» не учтено.

Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912)

Многочисленность назревших потребностей по делу народного образования, остававшихся в течение ряда лет без удовлетворения, должна была вызвать предъявление весьма крупного требования на отпуск из казны средств для расширения деятельности Министерства Народного Просвещения, что и выразилось в значительном росте ассигнований по сметам означенного ведомства за последние годы.

Действительно, бюджет Министерства Народного Просвещения, увеличившийся с 33076 тыс.руб., ассигнованных в 1901 г., до 44165 тыс.руб. в 1906 г., или на 33%, в следующем пятилетии возрастает более чем на 120%, достигая в 1911 г. 97575 тыс.руб.

Необходимо, однако, заметить, что недостаток в учебных заведениях так велик, что с каждым годом выдвигается так много новых запросов в этой области, что надо предвидеть еще в течение многих лет усиленные жертвы казны на народное образование ранее, чем потребность в нем будет достаточно удовлетворена (с. 183).

Увеличение кредитов по Министерству Народного Просвещения дало возможность открыть целый ряд городских, средних общеобразовательных и промышленных учебных заведений, а также улучшить материальное положение высших учебных заведений и ученых учреждений.

За последнее пятилетие более всего возрос кредит, ассигнуемый на начальное образование, а именно с 9144913 руб., отпущенных в 1906 г., до 39650241 руб. по росписи 1911 г., т.е. более чем в 4 раза. Эта сумма составляет почти 42% всего кредита, ассигнованного в отчетном году по смете Министерства Народного Просвещения.

При низком уровне грамотности населения Империи потребность в открытии достаточного числа школ является одной из самых настоятельных (с. 184).

Всеобщая перепись населения Империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных. Этот процент повышается в Привислинском крае до 30,5%, собственно же в Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа составляет 22,9%. Как же мало само по себе такое небольшое число грамотных, но в 24 губерниях из 50 Европейской России оно еще уменьшалось, не достигая 20%. В числе их заключался целый ряд центральных губерний с коренным русским населением: Вологодская, Воронежская, Калужская, Курская, Орловская, Пензенская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и, наконец. Псковская, занимавшая в 1897 г. последнее место по грамотности населения (14,6%). Высокий процент грамотных, 70-80%, дали три Прибалтийские губернии, за ними шли столичные губернии, С.-Петербургская — 55%, Московская — 40%. 42% грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36% в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать.

Этот низкий уровень грамотности, отмеченный переписью 15 лет тому назад, находит себе полное объяснение в положении школьного дела в то время: светская начальная школа была всецело на попечении земства; казенное ассигнование. составляло. лишь 1578893 руб. Параллельно с этим было отпущено по смете Святейшего Синода 3454645 руб. на содержание церковно-приходских школ и школ грамотности.

Обследование положения школьного дела в России, проведенное в 1894 г. Комитетом Грамотности, вьМснило, что начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60592 с 2970066 учащимися. По данным, опубликованным Министерством Народного Просвещения, в 1903 г. имелось 87973 начальных школ различных типов и ведомств, а число учащихся возросло до 5088029. Общий размер средств содержания этих школ превышал в 1903 г. 59 млн.руб., из которых 30,1 млн.руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ, казенное ассигнование равнялось 15,8 млн.руб. .Остальные 13 млн. были получены путем пожертвований, от платы за обучение и из других источников (с. 185).

…В 1906 г. Министерством Народного Просвещения был выработан проект введения всеобщего обучения. Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 г. силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи.

В основание мер по введению всеобщего обучения положено взаимодействие правительства и местных организаций (земств, городских общественных управлений). (с. 186).

Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.

Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98% действительного количества таких школ.

Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения — 59682; Духовного ведомства — 37922; прочих ведомств — 2691.

В день переписи в школах присутствовало 6180510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу (с. 187).

…Средняя стоимость содержания одной школы, подведомственной Министерству Народного Просвещения, определяется, по данным переписи, в размере 1182 руб., одной школы Духовного ведомства — 418 руб.

Средний расход на одного учащегося соответственно определяется в 16 р. 86 к. и 8 р. 83 к. Эта разница объясняется тем, что в числе 37922 церковных школ, существовавших к началу 1911 г., заключалась 4091 школа грамотности. (с. 188).

Деятельность Министерства Народного Просвещения по планомерному насаждению школ в целях достижения всеобщего обучения началась. и распространилась прежде всего на 34 губернии, пользующихся положением о земских учреждениях, что вполне соответствовало интересам дела, т.к. именно в этих губерниях имелась организация, пригодная для составления школьных сетей и открытия значительного числа новых училищ.

Из общего числа 359 уездных земств, входящих в состав означенных 34 губерний, в первый же год 122 уезда начали получать пособия по утвержденным школьным сетям, с 1909 г. пособия производятся 63 уездам и с 1910 г. еще 118 уездам. Таким образом, к 1 апреля 1911 г. по 303 уездам шла работа по введению всеобщего обучения. (с. 189).

Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет. (с. 190).

Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи (без Финляндии — 164 млн.).

Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) — 59907, составляло 61% всего установленного переписью количества таких же школ (98204). Расход же на содержание составлял 64% общего по Империи расхода. Эти цифры свидетельствуют о крупной роли земств в деле насаждения начального обучения. Иэ 949 городов в 1911 г. вступили в согласие с Министерством о введении всеобщего обучения 69 городов. Затем некоторое количество городских поселений включено в уездные земские сети.

В местностях, на которые не распространяется положение о земских учреждениях, Министерство отпускало до 1911 г. средства на их школьные потребности в распоряжение местных учебных властей без выработанных планов всеобщего обучения (с. 190-191).

Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства (с. 193).

Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1913 г.» (Пг., 1914. С. 283-290)

Общая сумма, отпущенная по смете Министерства Народного Просвещения за отчетный год, достигла 142738715 руб., т.е. увеличилась против сметы 1912 г. (117537360 руб.) на 25 с лишком млн.рублей, или на 21,4%. Большая часть увеличения по смете

1912 г. падает на содержание учебных заведений (до 19 млн.руб.) и на удовлетворение строительных нужд (свыше 4 млн.руб.).

В составе низших учебных заведений Министерства Народного Просвещения заслуживают особого внимания начальные училища, на развитие коих ежегодно отпускаются из казны новые крупные кредиты. Размер ассигнований на начальное образование достиг по смете Министерства 1913 г. половины всей сметной суммы (70 млн.руб.), а вместе с ассигнованиями по смете Святейшего Синода того же года (20 млн.руб.) составляли общую сумму до 90 млн.руб.

…Повышение размера казенного пособия земствам, городам и сельским обществам с 390 руб. до 420 руб. на школьный комплект (50 учеников. — А. К.), считая в том числе жалованье учителям в год не менее 360 руб. и законоучителям не менее 50 руб. (вместо прежних 30 руб.). Далее установленные 4 пятилетних прибавки из казны к основному окладу жалованья преподающих в размере 60 руб. в год за каждое пятилетие.

…Число земств, состоящих в соглашении с Министерством, увеличилось к концу 1913 г. до 402 (в 1912 г. было 386) из общего числа 359 земств по Положению 1890 г. и 67 земств по Положению 1911 г.

Из всех указанных 426 уездных земств 15 земств уже заполнили свои школьные сети и 31 земство достигло предельного размера казенного пособия.

Из 984 городов достигнуто соглашение о введении всеобщего обучения только с 195 (в 1912 г. — с 101 городом) городскими управлениями, 77 городов вошли в школьные сети уездов и 53 городам назначены условно пособия. Таким образом, к 1913 г. приступили к заполнению Школьных сетей лить около 33% общего числа городов.

Наряду с начальными школами МНП в деле всеобщего обучения принимают участие и церковные школы Ведомства Православного Исповедания. В 1913 г. на содержание означенных школ Ведомства (церковно-приходских школ и школ грамоты) было ассигновано из казны 17958218 руб. Местных средств на церковно-школьное дело, по сведениям Училищного Совета, поступило к 1913 г. — 8697472 руб. (в 1912 г. — 8836548 руб.).

Следующее за начальными школами место занимают в бюджете МНП средние общеобразовательные учебные заведения. За короткое время с 1911 г. кредиты на среднюю школу возросли по смете Министерства вдвое и достигли в отчетном году 26 млн.руб.

Столь значительный рост этих кредитов объясняется, однако, не столько увеличением числа вновь открытых учебных заведений этого типа, сколько введением в 1912 г. новых штатов мужских гимназий, прогимназий и реальных училищ (закон 10 мая 1912 г. — об увеличении окладов служащим и хозяйственных расходов. — А.К.).

К 1913 г. общее число средних общеобразовательных учебных заведений достигло 1968, в том числе 843 мужских и 1125 женских. Рост высших и средних профессиональных училищ значительно уступает росту низших профессиональных же школ. В то время как увеличение высших учебных заведений выразилось в 3,8%, а средних даже в 1,6%, число низших школ возросло на 8,7%.

При всем этом, несмотря на сравнительно быстрый рост профессиональных школ, существующих ныне, количество как средних, так и низших специальных учебных заведений не может вполне удовлетворять действительной в них потребности. С развитием у нас сельскохозяйственной, фабрично-заводской и ремесленной промышленности постоянно усиливается спрос на научно-подготовленных мастеров, низших и средних техников по отдельным производствам. Удовлетворению этого спроса, несомненно, потребует от ведающих этим делом органов напряженной деятельности по развитию профессиональных средних и низших школ.

2. Высшая школа в России

А.Е.Иванов

В материалах по истории высшей школы России начала XX в. отсутствуют обобщающие статистические данные, которые отражали бы основные параметры состояния и динамики развития этой отрасли народного образования. Этому препятствовало многоведомственное подчинение вузов страны, отсутствие единого координирующего и направляющего центра, в котором сосредоточивались бы сведения о всех типах высших учебных заведений страны, их количестве, численности и составе студентов и профессорско-преподавательского корпуса и т.д.

Вместе с тем существуют достаточно представительные погодные отчетные данные как по отдельным учебным заведениям (казенным, общественным, частным), так и по ведомственным системам подготовки кадров. Эти первичные материалы дают возможность составления статистических таблиц, отражающих состояние и процесс развития высшего образования в России в начале XX в.

Таблица 1

Государственные высшие учебные заведения в 1913/1914 гг.

Виды учебных заведений Число учебных заведений Количество студентов
Университеты 10 35695
Юридические 4 1036
Востоковедение 3 270
Медицинские 2 2592
Педагогические 4 894
Военные и военно-морские 8 894
Богословские 6 1185
Инженерно-промышленные 15 23329
Земледельческие 6 3307
Ветеринарные 4 1729
Художественные 1 260
Итого 63 71379

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по материалам отчетов Министра народного просвещения, всеподданнейшего отчета Военного Министерства, отчета по морскому Министерству, обзора деятельности ведомства православного вероисповедания, ГУЗиЗ, справочных материалов по отдельным учебным заведениям и т.п. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 23, 28, 32, 37, 40, 48, 51, 64-65, 81, 93).

Таблица 2

Общественные и частные высшие учебные заведения в 1913/1914 гг.

Высшие учебные заведения Число учебных заведений Количество студентов
Высшие женские университетские курсы 18 23534
Высшие женские медицинские учебные заведения 4 1254
Высшие университетские заведения для мужчин и женщин 5 7659
Педагогические 6 1237
Искусств и искусствоведения 8 7189
Коммерческие 6 8364
Сельскохозяйственные 4 2274
Инженерно-промышленные 2 624
Итого 54 52153

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным справочных изданий о деятельности отдельных учебных заведений. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, III, 117, 130, 136-137, 143, 151, 154).

Таблица 3

Сословный состав студентов Университетов в 1900 и 1914 гг. (на 1 января)

Сословия 1900 г. 1414 г.
абсолют в %% абсолют в %%
Дети дворян чиновников и офицеров 8054 52,0 12833 36,0
Дети почетных граждан, купцов, мещан, цеховых, крестьян, казаков 3428 22,1 17744 49,7
Дети лиц духовного звания 1457 9,4 3677 10,3
Иностранцы 2551 16,5 432 1,2
Прочие 1009 2,8
Итого 15490 100 35695 100

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным «Отчета Министра народного просвещения за 1913 год». Пг., 1916, ведомость № 6.

Таблица 4(1)

Сословный состав студентов высших технических учебных заведений в 1901-1914 гг.

Сословия 1900 г. 1414 г.
абсолют в %% абсолют в %%
Дети дворян чиновников и офицеров 1886 36,1 2383 24,6
Дети почетных граждан, купцов, мещан, цеховых, крестьян, казаков 2955 58,8 6963 71,7
Дети лиц духовного звания 108 2,1 232 2,4
Иностранцы 151 3,0 126 1,3
Итого 5030 100 9704 100

Источники: Извлечение из отчета Министра народного просвещения за 1901 г. СПб., 1902. С. 579-699; Отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., вед. 16.

(1)- Таблица составлена по данным о составе студентов С.-Петербургского, Томского, Харьковского технологических, Рижского политехнического институтов и Московского технического училища ведомства Министерства народного просвещения.

Таблица 5

Вероисповедный состав студентов в 1898-1914 гг.

Вероисповедание Университеты Технологические и технические вузы
1906 г. 1914 г. 1898 г. 1906 г. 1914 г.
абс.  % абс.  % абс.  % абс.  % абс.  %
Православные и сектанты 17574 71,9 26670 74,7 1830 51,5 4709 63,2 6366 65,5
Римско-католики 2134 8,7 2628 7,4 674 19,0 681 9,1 661 6,8
Лютеране и реформаты 1544 6,3 2778 7,8 518 14,6 1157 15,5 1713 17,6
Иудейского исповедания 2247 9,2 2133 6,0 406 11,4 663 8,9 737 7,6
Армяно-грегориане 778 3,2 1154 3,2 84 2,4 195 2,6 166 1,7
Магометане 115 0,5 192 0,5 11 0,3 35 0,5 36 0,4
Прочие 62 0,2 140 0,4 27 0,8 18 0,2 25 0,3
Итого 24454 100 35695 100 3550 100 7458 100 9704 100

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным «Извлечений из всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1897 г.» (СПб., 1902); «Всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1905 г.» (СПб., 1907, ведомости № 6, 16) и 1913 г. (Пг., 1916. Ведомость № 6,16).

Таблица 6

Численность профессорско-преподавательского корпуса высших учебных заведений России в 1898/99 и 1913/14 гг.

Типы учебных заведений 1898/99 г. 1913/14 г.
абс.  % абс.  %
Университеты 1130 46,0 1510 33,7
Юридические 108 44 137 (6) 3,0
Востоковедные 31 13 46 1,0
Педагогические 39 1,6 126 (7) 2,8
Медицинские 74 (1) 3,0 238 (8) 5,3
Инженерные 476 (2) 19,4 1304 29,1
Аграрные 137 5,6 213 4,7
Ветеринарные 51 2,0 129 2,9
Военные 27 (3) 1,0 231 (9) 5,2
Духовные 150 4 6,1 155 10 3,5
Музыкальные, театральные, изобразительного искусства 236 (5) 9,6 388 (11) 8,7
Итого 2458 100 4477 100

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным годовых отчетов соответствующих центральных ведомств, учебных заведений, списков личного состава Министерств и Главных Управлений, в ведении которых находились учебные заведения, (См.: А.Е.Иванов. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 208-209).

(1)- Данные по Женскому медицинскому институту приведены на 1902 г.; данные по Военно-медицинской академии отсутствуют.

(2)- Данные по Варшавскому политехникуму приведены на 1901/02 учебный год.

(3)- Данные по Военно-юридической академии и Интендантскому курсу приведены на 1902 г., по Артиллерийской, Инженерной, Генерального штаба академиям данные отсутствуют.

(4)- Данные по Римско-католической и Эчмиадзинской армяно-грегорианской духовным академиям отсутствуют.

(5)- Данные по Петербургской консерватории приведены на 1901/02 год.

(6)- Данные по Александровскому лицею приведены за 1912 год.

(7)- Данные по Женскому педагогическому институту приведены на 1912 год.

(8)- Данные по Военно-медицинской академии приведены на 1912 год.

(9)- Данные по высшим военным учебным заведениям приведены на 1912 год.

(10)- Данные по Римско-католической Духовной академии приведены на 1912 г.; сведения по Армяно-грегорианской духовной академии отсутствуют.

(11)- Отсутствуют данные по Саратовской консерватории.

Таблица 7

Сословный состав профессорско-преподавательского корпуса на 1917 г.

Сословия Университеты и вузы университетского типа ведомства МНП Технологические институты, технические училища, политехникумы (1)
абс.  % абс.  %
Потомственные дворяне 271 33,4 33 26,4
Из личных дворян чиновников и обер-офицеров 182 22,4 29 23,2
Из духовенства 132 16,2 6 4,8
Из почетных граждан 26 3,2 10 8,0
Из купцов 38 4,7 8 6,4
Из мещан и цеховых 79 9,7 27 21,6
Из крестьян и казаков 23 2,8 6 4,8
Сыновья врачей, юристов, художников, учителей 38 4,7 5 4,0
Из иностранцев 22 2,7 1 0,8
Итого 811 100 125 100

Источник: Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1917 г. Пг., 1917.

(1)- Использованы данные по Петроградскому, Харьковскому, Томскому технологическим институтам, Московскому техническому училищу и Рижскому политехникуму.

Таблица 8

Количество и специализация выпускников российских вузов в 1900-1913 гг.

Специальность 1900-1908 гг. 1909-1913 гг. 1913 г. Всего за 1900-1913 гг.
Юристы 11598 14491 2624 26089
Врачи 7640 8351 2042 15991
Педагоги 6174 8402 1747 14576
Офицеры (1) 1976 1467 444 3443
Священнослужители (православной, католической и евангелической церквей) 2264 1208 236 3472
Востоковеды 402 313 53 715
Инженеры фабрично-заводского производства 4650 4452 1277 9102
Инженеры путей сообщения 1364 939 208 2303
Горные инженеры 624 623 166 1247
Инженеры строители, архитекторы 799 561 105 1360
Инженеры связи 169 201 65 370
Экономисты 448 762 180 1210
Агрономы, лесоводы, ветеринары, межевые инженеры 3868 3308 841 7176
Художники, ваятели 177 48 19 270

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по материалам ведомственных отчетов (МНП, ГУЗиЗ, Военного Министерства, МПС), отчетов вузов, справочных изданий и т.д. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX в. М., 1991, с. 318-319).

(1)- К выпускникам военных академий прибавлены окончившие Восточный институт. Выпускники Военно-медицинской академии — в группе врачей.

Из «Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г.»

Ведомством разрабатывается вопрос о расширении существующих и открытии новых учебных заведений разных специальностей… Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек — существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков.

Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40% общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания… Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г., т.е. с открытием Новороссийского университета, т.к. учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

Наконец, многообразные потребности государственной и общественной жизни требуют участия в разного рода государственной и общественной деятельности лиц с высшим юридическим и финансово-экономическим образованием.

Таким образом, для удовлетворения изъясненных неотложных потребностей страны в лицах с высшим образованием, возникает необходимость прежде всего в открытии высших медицинских и физико-математических, затем историко-филологических и, наконец, юридических школ. По исторически сложившейся организации совокупность этих школ и составляют университеты. (1)

Источник: ГА РФ. Ф. 25. Оп. 5. Д. 6. Л. 591-595.

(1)- Доказывать необходимость учреждения новых университетов Министра просвещения заставляло то обстоятельство, что Николай II еще в апреле 1912 г., после обсуждения вопроса о необходимых мерах по развитию высшего образования особым совещанием и Советом Министров, на заключении последнего «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание».

3. Санкт-Петербургская Императорская Академия Наук

С.В. Тютюкин

  • Президент — Великий князь Константин Константинович РОМАНОВ
  • Вице-президент — академик П.В.НИКИТИН
  • Непременный секретарь — академик С.Ф.ОЛЬДЕНБУРГ

Действительные члены

  • БАКЛУНД О.А. 1846-1916. Астрономия
  • БАРТОЛЬД В.В. 1869-1930. Литература и история азиатских народов.
  • БЕЛОПОЛЬСКИЙ А.А. 1854-1934. Астрономия.
  • БОРОДИН И.П. 1847-1930. Ботаника.
  • ВАЛЬДЕН П.И. 1863-1957. Технология и химия.
  • ВЕРНАДСКИЙ В.И. 1863-1945. Минералогия.
  • ГОЛИЦЫН Б.Б. 1862-1916. Физика.
  • ДЬЯКОНОВ М.А. 1855-1919. История и древности русские.
  • ЗАЛЕМАН К.Г. 1849-1916. Литература и история азиатских народов.
  • ЗАЛЕНСКИЙ В.В. 1847-1918. Зоология.
  • ИСТРИН В.М. 1865-1937. Русский язык и словесность.
  • КАРПИНСКИЙ А.П. 1846-1936. Геология.
  • КОКОВЦОВ П.К. 1861-1942. Литература и история азиатских народов.
  • КОНДАКОВ Н.П. 1844-1925. Классическая филология и археология.
  • КОРШ Ф.Е. 1843-1915. Русский язык и словесность.
  • КОТЛЯРЕВСКИЙ Н.А. 1863-1925. Русский язык и словесность.
  • КУРНАКОВ Н.С. 1860-1941. Химия
  • ЛАМАНСКИЙ В.И. 1833-1914. Русский язык и словесность.
  • ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ А.С. 1863-1919. История.
  • ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология.
  • ЛЯПУНОВ А.М. 1857-1918. Прикладная математика.
  • МАРКОВ А.А. 1856-1922. Математика.
  • МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов.
  • МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность.
  • НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология.
  • НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология.
  • ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов.
  • ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология.
  • РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов.
  • РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика.
  • СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность.
  • СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика.
  • СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика.
  • УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские.
  • ФАМИНИЦЫН А.С. 1835-1918. Ботаника.
  • ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность.
  • ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология.
  • ШАХМАТОВ А.А. 1864-1920. Русский язык и словесность.
  • ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность.
  • ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах.

Более подробные сведения о жизненном пути и трудах действительных членов Императорской Академии наук см.: Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской Академии наук, ч. 1-2. Пг., 1915-1917 гг.

Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности

  • К.Р. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт.
  • КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель.
  • АРСЕНЬЕВ К.К. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель.
  • БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель.
  • КОТЛЯРЕВСКИЙ Н.А. 1863-1925. Литературовед.
  • ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед.
  • БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель.

Почетные члены Императорской Академии наук

Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были император Николай II, великие князья Г.М., К.К., Н.М. и П.А.Романовы, король Италии Виктор-Эммануил III, король Швеции Густав V, королева Румынии Елизавета, король Черногории Николай I, принц и принцесса Ольденбургские, принц Монако Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи, например, С.Ю. Витте и др.

Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены: географ, статистик и общественный деятель П.П. Семенов-Тян-Шанский, биолог И.И. Мечников, этнограф, археолог и антрополог Д.Н. Анучин, автор работ по теории машин и механизмов инженер-генерал Н.Л.Петров. Из зарубежных — норвежский полярный исследователь Ф. Нансен, австрийский геолог Э. Зюсс, немецкий экономист Г. Шмоллер, немецкий астроном А. Ауверс, австрийский минералог Г.фон Чермак, французский ботаник Ф.ван-Тигем, норвежский метеоролог Х. Мон и др.

Члены-корреспонденты Императорской Академии наук

Физико-математическое отделение

  • По разряду математических наук — 31, в т.ч. 21 зарубежный.
  • По разряду физических наук — 48, в т.ч. 38 зарубежных.
  • По разряду биологических наук — 39, в т.ч. 22 зарубежных.

Отделение русского языка и словесности

  • Всего по отделению — 50, в т.ч. 20 зарубежных.

Историко-филологическое отделение

  • По разряду историко-филологических наук — 30, в т.ч. 14 зарубежных.
  • По разряду классической филологии и археологии — 17, в т.ч. 9 зарубежных.
  • По разряду восточной словесности — 19, в т.ч. 15 зарубежных.
  • По разряду лингвистики — 5 зарубежных.

Учреждения Императорской Академии наук

  • Библиотека
  • Физическая лаборатория
  • Химическая лаборатория
  • Лаборатория по анатомии и физиологии растений
  • Особая зоологическая лаборатория
  • Физиологическая лаборатория
  • Геологический и минералогический музей имени имп. Петра Великого
  • Зоологический музей
  • Ботанический музей
  • Азиатский музей
  • Русский нумизматический кабинет
  • Музей антропологии и этнографии имени имп. Петра Великого
  • Севастопольская биологическая станция
  • Николаевская Главная астрономическая обсерватория (Пулково)
  • Николаевская Главная физическая обсерватория (Петербург)
  • Константиновская магнитная и метеорологическая обсерватория
  • Романовская аэрологическая обсерватория
  • Тифлисская физическая обсерватория
  • Екатеринбургская магнитно-метеорологическая обсерватория
  • Иркутская магнитно-метеорологическая обсерватория
  • Метеорологическая обсерватория в г.Владивостоке

Кроме того, в составе Императорской Академии наук было 34 различных комиссии и комитета.

Академия издавала 50 периодических и серийных издания.

Источник: Памятная книжка Императорской Академии наук на 1914 г. СПб., 1914.

4. Печать

Л.П. Дойникова

1. Книги

Основой для статистики печати является систематический библиографический учет всех видов печатной продукции. Начало систематической государственной библиографической регистрации произведений печати связано с созданием в 1907 г. «Книжной летописи» — первого еженедельного библиографического журнала в России. «Книжная летопись» издавалась Главным управлением по делам печати при Министерстве внутренних дел. В Главное управление по делам печати, как цензурное ведомство, поступали обязательные экземпляры всех издававшихся в стране книг, журналов, газет и др. произведений печати. Редактировал «Книжную летопись» и возглавлял статистическую разработку данных о печати выдающийся русский библиограф и знаток книги А.Д. Торопов. Результатом его неустанного труда стало издание восьми ежегодников по статистике печати за 1908-1915 гг.: «Выставка произведений печати за 1908 год» (СПб., 1909); «Выставка произведений печати за 1909 год» (СПб., 1911); «… в 1911 году» (СПб., 1912); «…в 1912 году» (СПб., 1913); «…в 1913 году» Пг., 1915); «…в 1914 году» (Пг., 1915); «…в 1915 году» (Пг., 1916). Появление ежегодников было связано с книжными выставками, которые устраивало Главное управление по делам печати в С.-Петербурге. Выставки, представлявшие собой отчет об издательском деле в России, требовали наглядных статистических обобщений. Достоинством этих изданий являются полнота и сопоставимость данных. Книги учитывались по трем основным параметрам: количеству сочинений (названий), количеству вышедших экземпляров (тиражу) и номинальной стоимости изданий. По указанным параметрам данные о книгах систематизировались по содержанию, по языкам, по месту издания (за 1908, 1910 и 1911 гг. — и по издательствам).

Таблица 1

Сравнительная таблица вышедших в России книг за 1908-1913 гг.

Годы На русском языке На других языках Итого
Колич. назв. Тираж Стоимость (руб.) Колич. назв. Тираж Стоимость (руб.) Колич. назв. Тираж Стоимость (руб.)
1908 18286 нет дан. нет дан. 5566 нет дан. нет дан. 23852 75868320 25062691
1909 20698 84640042 25903102 5940 16826866 3451104 26638 101466908 29354207
1910 22321 91404585 30053589 6736 18585915 5158509 29057 109990500 35212098
1911 25526 103302363 33225396 6835 20497077 5234054 32361 123799440 38459451
1912 27399 111568847 34484649 7231 21933039 6124027 34630 133561886 40608677
1913 26629 98819108 33739721 7347 20017605 5390313 34006 118836713 39130035

Источник: Выставка произведений печати за 1908 год. СПб., 1909, С. 26; Выставка произведений печати за 1909 год. СПб., 1911. С. 42; Статистика произведений печати, вышедших в России в 1910 г. СПб., 1911. С. 4-5; То же, в 1911 г. СПб.. 1912. С. 4-5; То же, в 1912 г. СПб., 1913. С. 4-5; То же, в 1913. Пг., 1915. С. 8-9.

Таблица 2

Распределение книг, вышедших в 1943 г., по видам изданий и содержанию

Разделы по видам изданий и содержанию (1) Количество названий Тираж Стоимость (руб.)
1. Учебные пособия 2761 22556928 9768063
2. Народные издания 2506 21625709 936573
3. Отчеты 2158 1391250 7165
4. Уставы 2120 1367321 4439
5. Беллетристика 1878 7653723 2707662
6. Земское и городское дело 1840 500730 14450
7. Религия 1764 5731975 2144695
8. Детские издания 1396 6549530 2034071
9. Сельское хозяйство 1329 3579146 835194
10. Музыка, пение, сцена 1300 1303419 430785
11. Медицина, ветеринария, гигиена 1007 1942176 1009614
12. Путеводители 979 2802855 1554730
13. Сборники 843 1698781 1060955
14. Библиография 774 3124983 138054
15. Драма 767 1025090 287437
16. Календари 676 13703665 2287886
17. Текущая жизнь 662 1087879 96862
18. Программы, правила 615 641545 92575
19. Педагогика 581 834531 425246
20. Природоведение 577 867161 671037
21. Технология 552 639063 593849
22. Поэзия 540 909876 343840
23. Военное и морское дело 524 1215826 688178
24. История 516 950875 1154284
25. Статистика 412 292810 31435
26. Юбилей Дома Романовых 402 4100670 854202
27. Право 385 997266 1493537
28. Биографии 358 597092 147176
29. География, этнография, путешествия 354 510792 372127
30. Социология 341 844841 747398
31. Собрания сочинений 290 1215887 1942544
32. Железнодорожное дело 269 245497 106655
33. Спорт 247 247775 120407
34. Политическая экономия 235 297876 151797
35. Психология 157 343457 252767
36. Ремесло 156 455110 320760
37. Алкоголизм 141 1180485 35573
38. Археология 131 83498 113500
39 Словари 176 984748 1084798
40. Физика 171 705585 198473
41. Философия 111 198801 169398

Источник: Статистика произведений печати, вышедших в России в 1913 г. Пг., 1915. С. 5-7.

(1)- Учтены разделы, насчитывающие более 100 названий.

Таблица 3

Распределение книг, вышедших в 1913 г., по языкам

Языки (1) Количество названий Тираж Стоимость (руб.)
1. Польский 1882 4887037 1377730
2. Латышский 1133 3796078 583618
3. Немецкий 717 1541388 364637
4. Еврейский 574 1541015 282069
5. Древнееврейский 518 866520 725000
6. Эстонский 321 1102635 235597
7. Татарский 267 1052100 153635
8. Армянский 263 404407 144904
9. Грузинский 236 478338 129256
10. Малороссийское наречие 228 725585 151660
11. Литовский 194 668990 118346
12. Французский 148 307433 177778
13. Церковно-славянский 101 512620 311368
14. Азербайджанский 95 111540 67108
15. Чувашский 57 106900 9314
16. Киргизский 47 156300 71270
17. Сартский 36 85300 16667
18. Арабский 34 2291200 144795
19. Вотский 19 28700 4055
20. Латинский 18 12510 9470
21. Черемисский 17 27200 2114
22. Английский 12 15486 8532
23. Белорусский 12 33000 9750
24. Казыкумыкский 12 18750 2850
25. Китайский 11 1266 2555

Источник: Статистика произведений печати, вышедших в России в 1913 г. С. 10-11.

(1)- В 1913 г. книги выходили (кроме русского) на 48 языках и наречиях. В таблице учтена литература, насчитывавшая более 10 названий.

Таблица 4

Распределение книг, вышедших в 1913 г., по месту издания

Города (1) Количество названий Тираж Стоимость (руб.)
1. С.-Петербург 7816 31792064 16418821
2. Москва 6182 45025517 12439249
3. Варшава 3712 6857041 1876961
4. Киев 2019 5201980 1631739
5. Рига 1642 6238518 962517
6. Одесса 1194 4443995 831215
7. Казань 1132 3428359 591953
8. Вильна 903 2250084 699077
9. Харьков 850 719715 251101
10. Тифлис 635 958285 284521
11. Юрьев 443 685375 186815
12. Саратов 376 331259 110241
13. Полтава 286 373331 39456
14. Баку 269 150765 54198
15. Н. Новгород 264 555362 48037
16. Ревель 249 781050 146504
17. Тверь 201 247730 14158
18. Ростов-на-Дону 185 147875 58769
19. Владимир 179 92420 30824
20. Томск 177 96454 20351
21. Ярославль 166 159813 30820
22. Уфа 163 152330 23673
23. Митава 136 396780 76060
24. Херсон 133 120985 23691
25. Рязань 127 63760 7455
26. Минск 125 122085 17981
27. Лодзь 103 292100 80259
28. Архангельск 101 92370 13115
29. Вологда 100 59038 8570

Источник: Статистика произведений печати, вышедших в России в 1913 г. С. 14, 100.

(1)- В 1913 г. книги издавались в 476 городах и населенных пунктах Российско империи. В таблице учтены города, в которых было издано более 100 названий

Таблица 5

Список наиболее крупных издательств на 1911 г. (по количеству названий)

№№ Издатели (1) Количество названий (2)
1. Ситин И. Л. 815
2. «Посредник» 274
3. Юргенсон П. 258
4. Антик В. и К. («Польза») 207
5. Балашов А.С. 201
6. Коновалова Е 184
7. «Просвещение» 148
8. Луковников П.В. 146
9. Саблин В.М. 141
10. Березовский В.А. 135
11. Цимерман Ю.Г. 125
12. Думнов В.В. 124
13. Гл. управление земледелия и землеустройства 111
14. Тихомиров К. И. 105
15. «Юная Россия» 104
16. Разсохин С.Ф. 102
17. Горбунов-Посадов 99
18. Вольф М.О. Товарищество 98
19. Ямбор С.Я. 91
20. Киево-Печерская лавра 87
21. Ступин А.Д. 74
22. Дивриен А.Ф. 72
23. Панафидина А.С. 72
24. «Северная Лира» 71
25. Давингоф 70
26. «Шиповник» 70
27. «Верность» 69
28. Сухова А.Ф. 66
29. Театр и искусство 65
30. «Современные проблемы» 58
31. Клюкин М.В. 57
32. «Общественная польза», Товарищество 56
33. «Печатное слово» 55
34. «Сфинкс» 54
35. «Эдитор» 54
36. Академия Наук 53
37. Ротенберг А.М. 52
38. Каухман С.А. 51
39. Аскарханов Н.С. 50
40. Училищный Совет при Святейшем Синоде 50
41. «Образование» 45
42. Наумов М.Д. 49
43. Слепцов М.Н. 45
44. Братство Св. Креста 44
45. Столичное театральное издательство 44
46. Суворин А.С. 44
47. Бессель В.В. 43
48. Друтман (Ефимова) 43
49. «Полезная литература» 43
50. Риккер К.Л. 43
51. Корнфельд М.Г. 41
52. «Польза» (Варшава) 41
53. Самоненко И.И. 41
54. «Сотрудник» 41
55. Скворцов В.М. 40
56. Сойкин П.П. 40
57. Вятское Товарищество 39
58. Гутхейм А. 39
59. «Заря» 38
60. «Московское кн-во» 38
61. «Порядок» 37
62. Башмаков Я. 36
63. Комиссия им. Пирогова 36
64. Павленков Ф. 36
65. Афонский Русский Пантелеймоновский монастырь 35
66. Залесская А.К. 35
67. Всероссийский национальный клуб 34
68. Гутзац М.М. 34
69. Сазонов А.Д. 34
70. Губинский В.И. 33
71. Голубев И.К. 32
72. «Мир» Товарищество 32
73. Адлер Л. 31
74. Васильев И.В. и Ко 30
75. Соколова М.А. 30
76. Травин П. 30
77. «Практическая медицина» 29
78. Иогансон Ф.А. 28
79. Максимов 27
80. Александро-Невское общество трезвости 26
81. Киевский епархиальный мисс. совет 26
82. Брокгауз-Эфрон 25
83. Козман М.С. 25
84. Любич 25
85. Синодальная типография 25
86. Акционерное общество типографского дела 24
87. «Освобождение» 24
88. «Радуга» 24
89. Губанов Т.Д. 23
90. Маркс А.Ф. 23
91. «Оживление» 23
92. «Орос» 23
93. Главное управл. Генерального штаба 22
94. Клочков Н.Н. 21
95. Михеев И.С. 21
96. Геологический комитет 21
97. Зихман К.Г. 20
98. Кирхнер О. 20
99. Мартынов Н.К. 20

Источник: Статистика произведений печати, вышедших в России в 1911 г. СПб., 1912. С. 88-123.

(1)- В 1911 г. насчитывалось 298 «наиболее крупных» издательств.

(2)- В таблице учтены издательства, выпустившие более 20 названий.

Таблица 6

Список наиболее крупных издательств на 1911 г. (по тиражу)

№№ Издатели Тираж (1)
1. Ситин И.Д. 14848840
2. «Посредник» 5201500
3. Коновалова Е. 3132278
4. Балашов А.С. 1487000
5. Училищный Совет при Святейшем Синоде 1635000
6. Антик В и К («Польза») 1387100
7. Думнов В.В. 1734400
8. Луковников П.В. 1144400
9. Тихомиров К.И. 1074100
10. Кирхнер О. 885150
11. «Просвещение» 817510
12. Ступин А.Д. 805675
13. Зихман К.Г. 783850
14. Петербургский учебный магазин 758000
15. Корнфельм М.Г. 674600
16. «Печатное слово» 670350
17. Горбунов-Посадов 671770
18. Гутзац М.М. 665615
19. «Верность» 630700
20. Губанов Т.Д. 581700
21. Панафидина А.С. 577700
22. Саблин А.Д. 564570
23. Киево-Печерская лавра 524785
24. Всероссийский национальный клуб 516450
25. «Копейка» Товарищество 514400
26. Богданович Е.В. 503300
27. Гуревич Г.Я. 474000
28. Березовский В.А. 477770
29. Комиссия им. Пирогова 467050
30. Ямборг С.Я. 466500
31. Наумов М.Д. 460400
32. «Юная Россия» 453000
33. Бафталовский В.И. 442000
34. Кауфман С.А. 474000
35. Максимов 417600
36. Сазонов А.Д. 404000
37. Травин П. 355000
38. Киевский епархиальный мисс. Совет 348300
39. Братство св. Креста 346700
40. Вольф М.О. Товарищество 340400
41. Акционерное общество типографского дела 375600
42. Главное управ. землеустройства и земледелия 318415
43. Девриен А.Ф. 307485
44. Башмаков Я. 304350