Война нового и новейшего поколения

В. Орлов
d91477543d5c640d697b4efe9ae84ab8[1]
Испытание китайской гиперзвуковой ракеты, способной нести ядерный заряд, «застало врасплох» американскую разведку, пишет издание Financial Times со ссылкой на источники. По сведениям газеты, испытания состоялись в августе.

Источники рассказали, что Китай продемонстрировал «передовой космический потенциал», добился «поразительного прогресса в разработке гиперзвукового оружия» и продвинулся в этом гораздо дальше, чем полагали американцы.

В СМИ также отметили, что новая китайская ракета теоретически может пролететь над Южным полюсом, что создало бы большую проблему для американских военных, чьи системы ПРО сосредоточены на северном полярном направлении.

Все это конечно весьма интересно и очевидно, что Китай существенно продвинулся в области гиперзвукового вооружения. Рано или поздно Китай догонит российскую гиперзвуковую триаду. Все это мы прекрасно понимаем. Но в этой статье я хотел поговорить не об этом.

Мы часто слышим из уст военных новые термины и определения. Когнитивная война, ментальная война, нетрадиционная гибридная война, информационно-психологическая война. Однако у всех этих терминов есть одно общее и оно связано с технологиями. Это общее называется достаточно просто — война нового и новейшего поколения.

Чтобы понять, что такое война нового и новейшего поколения, надо немного углубиться в историю классификации войн.

Доядерный этап.

К войнам первого поколения можно отнести конфликты, которые происходили на рубеже II тыс. дон. э. Эти конфликты характеризовались появлением металлического оружия и снаряжения-мечей, щитов, доспехов. В этих войнах исход сражений определяла рукопашная битва. К войнам первого поколения можно отнести поход Александра Македонского, войны Римской Империи, Куликовскую битву, и им подобные. В задачи подобных войн во главу угла ставилось — уничтожение неприятельских войск, порабощение народа неприятеля, захват ценностей и оружия.

Второе поколение войн характеризуется изобретением огнестрельного оружия на рубеже XII–XIII веков и использование энергии пороха для метания снарядов. Первое огнестрельное оружие (прототип ручной пищали) появилось в Китае, хроники зафиксировали его применение в 1132 году. Например, во время стояния на реке Угре в 1480 году русские войска впервые массово использовали огнестрельное оружие. В полках были многочисленные отряды «пищальщиков» — ратников, вооруженных ручными пищалями, «ручницами». Также массово использовалась артиллерия: пушки и «тюфяки» — короткоствольные орудия, которые били «дробосечным железом» (картечью). К войнам второго поколения можно также отнести битву под Полтавой, Северную войну, а также войну 1812 года.

Войны третьего поколения характеризовались массовым появлением нарезного оружия. Война стала преимущественно бесконтактной, а противника поражали на большой дистанции. К подобным войнам можно отнести такие военные конфликты, как Крымская война, Русско-японская война, а также Первую Мировую войну. Основными задачами войн третьего поколения как правило были — уничтожение противника, разрушение его экономики, свержение политической власти.

Война четвертого поколения характеризовалась массовым появлением автоматического оружия, массовой моторизацией частей и подразделений, появлением стратегической авиацией и нанесением ударов по всей экономической инфраструктуре противника. К подобным войнам можно отнести такие военные конфликты, как Финская война, Бои на Халхин-Голе, Вторая Мировая война, война в Корее. Задачи войн четвертого поколения как правило сводились к уничтожению человеческого потенциала противника, разрушению экономики и уничтожению политического строя.

Ядерный этап.

Война пятого поколения ознаменовалась появлением в середине 20-го века ядерного оружия, а также развитием стратегического ракетного потенциала, который предоставил возможность для нанесения противнику неприемлемого ущерба и тотального уничтожения. Также этот этап характеризуется развитием систем ПВО, систем автоматизированного управления войсками, космической разведкой и появлением крылатых ракет. Типичные военные конфликты войны 5-го поколения, это война во Вьетнаме, Арабо — Израильские военные конфликты, война в Югославии, а также операция Буря в Пустыне. Пятое поколение войн обусловлено наступлением ракетно-ядерного паритета между военно-политическими блоками и угрозой взаимного ядерного уничтожения.

Шестое поколение войн можно связать с появлением на рубеже 20 — 21 века высокоточного оружия и спутниковых систем наведения. Этот этап развития характеризуется появлением гибридных боевых действий, широкой практикой военных операций в «Серой зоне», развитием систем автоматизированного управления войсками, глобальной разведкой и дистанционными боевыми действиями. К войнам шестого поколения можно отнести целую плеяду военных конфликтов современности. Это война в Сирии, война в Ливии. Гражданскую войну на Украине также можно отнести по ее стратегическому характеру к войнам шестого поколения. При этом нужно понимать, что войны шестого поколения еще обусловлены ракетно-ядерным паритетом и угрозой взаимного ядерного уничтожения. При этом, основную роль в таких конфликтах играет политико-экономическое доминирование военных блоков.

Новое поколение войн должно сформироваться к исходу первой половины 21 века. Войны нового поколения будут обусловлены широким использованием высокоточного оружия глобального действия и появлением оружия на новых физических принципах. При этом, тактика и стратегия применения войск будет строится вокруг сетецентрического типа боевых действий и мультидоменной интеграции всех видов и родов войск. Основную роль в войнах шестого поколения будет играть система глобального управления и разведки космического базирования. Новое поколение войн создаст условия для снижения роли ракетно-ядерного паритета. Технологическое доминирование военно-политических блоков будет основой войн нового поколения. Тем не менее, человек в этих конфликтах и вонах будет главным действующим лицом и от его решений будет много завесить.

Новейшее поколение войн должно сформироваться к исходу 21 века, и оно будет обусловлено появлением автономных боевых систем и снижением роли человека при ведении войны. Факторы, определяющие войну новейшего поколения, это многодоменность, синхронизация и возрастание роли искусственного интеллекта. Активная милитаризация космического пространства. Война новейшего поколения создаст условия для появления технико-технологической экосистемы войны. Новейшее поколение воны создаст предпосылки для нивелирования роли ракетно-ядерного потенциала. Определяющим фактором доминирования военно-политических блоков станет уровень развития военных экосистем.

Сразу хочу оговориться. Это моя классификация поколений войн. Она в чем-то похожа с общепризнанной, но имеет некоторые дополнения и мои изменения. В конце концов, я так вижу и так считаю.

Подозреваю, что у многих есть вопрос, а где наше, то есть России место в этой в этой классификации, какое место мы там занимаем и как оно соотносится с положением наших вероятных противников и геополитических партнеров.

Я думал над этим вопросом и на мой взгляд ситуация сегодня такова.

64c0af90acddfd03a85d5f9e5bfd85a7

Да, я считаю, что армия США несколько больше готова к ведению войн нового поколения нежили армия России.

Несмотря на то, что Россия поставила на вооружение своей армии оружие на новых физических принципах, тем не менее, всю эту гиперзвуковую триаду пока нельзя отнести к оружию глобального действия.

Армия США пока не обладает гиперзвуковым или оружием глобального действия. Однако, армия США существенно лучше подготовлена к ведению сетецентрических боевых действий в условиях мультидоменной интеграции всех видов и родов войск.

Что касается остальных претендентов на членство в клубе «великих армий», то они только начинают для себя открывать возможности войн нового поколения. При этом, абсолютное большинство армий мира сегодня соответствуют возможностям ведения войны, на уровне четвертого и в лучшем случае пятого поколения.

Теперь давайте немного расширим рамки и более детально разберемся в том, чем же характеризуется война нового и новейшего поколения и какая особенность их выгодно отличает от войн шестого поколения.

Тут я тоже не изобрету велосипед, до меня уже все было сказано:
«Эффективность сетецентрических боевых действий гигантски выросла за последние 12 лет. Ведущие армии мира перешли от „широкомасштабных линейных действий“ многомиллионных армий к маневренной обороне нового поколения профессионально подготовленных вооруженных сил и сетецентрическим военным действиям» — Начальник Генерального штаба ВС РФ генерала армии Николай Макаров в 2010 году.

«Изменяются подходы к организации и ведению военных действий, появляются новые формы и способы создания, развертывания и применения группировок войск (сил). Так, например, в случае возникновения конфликта с высокотехнологичным противником боевые действия будут развернуты одновременно в пяти сферах — на земле, в воздухе, на море, в космосе и киберпространстве» — Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС генерал-полковник Сергей Рудской.

«Россия должна не только учитывать угрозы в информационно-психологическом пространстве, но и работать на опережение. Обеспечение информационной и кибербезопасности носит первостепенный характер, требует синхронизации всех спецслужб и силовых органов, гражданской власти и общества. Важно разработать консолидированную национальную политику обеспечения безопасности» — советник Министра Обороны РФ Андрей Ильницкий

Казалось бы, все сказано, но нужно уточнить ряд важных моментов.

Вообще, исторический войны характеризовались тем, что они рассматривались через призму средства и способа ведения войны. Где средство ведения войны, это копье, лук со стрелами, современный автомат, танк, ракета или ударный БПЛА. А способ ведения войны, это та тактика и стратегия, которая описывает порядок применения средств ведения войны. Это боевые уставы, наставления, трактаты, инструкции, мобилизационные планы, радиосвязь, различные АСУ и им подобное.

Но все меняется, когда мы начинаем рассматривать войну нового и новейшего поколения. У нас появляется абсолютно новая характеристика, а именно среда ведения боевых действий.

Почему среда ведения боевых действий так важна в условиях войны нового и новейшего поколения.

Если мы вспомни всю историческую летопись войны, мы увидим, что боевые действия между противоборствующими сторонами развивались от некого локального места битвы до масштабов Второй Мировой войны. Но даже огромный масштаб Второй Мировой воны был ограничен театрами боевых действий, даже если эти театры боевых действий описывались размером континента.

При этом среда боевых действий войны нового и новейшего поколения, она глобальна и вездесуща. Она превышает по своему масштабу отдельно взятый мировой океан или воздушное пространство нашей планеты. Она включает в себя космос, информацию, психологию, социальные и ментальные аспекты жизни человека.

По своей сути, среда позволяет вести войну, не ограничиваясь театром боевых действий, каким бы большим он не казался, а применять все доступные средства и способы ведения войны, но глобально. Во всех пространственных, технологических и гуманитарных измерениях.

И вот в этой среде боевых действий войны нового и новейшего поколения формируется экосистема войны, которая включает в себя сетецентризм, мультидоменность, моделирование, адаптивность, синтетические среды, искусственный интеллект и предиктивное управление. Но не только. Это знаете, можно сравнить с экосистемами финансовых корпораций, когда в рамках одной корпоративной платформы создается множество различных, но взаимосвязанных и дополняющих друг друга продуктов.

Приведу небольшой пример.

Все знаю, что на вооружении Российской армии появилось оружие на новых физических принципах. Знаменитая путинская гиперзвуковая триада. Это ракеты Кинжал, Циркон и Авангард, которые по словам Президента России Владимира Путина существенно превосходят все то, что имеется на вооружении наших основных конкурентов и противников. Есть на вооружении Вооруженных сил России еще ракета Калибр.

Это безусловно новое и современное оружие, которое позволяет решать массу задач в рамках ведения войн шестого поколения. Тем не менее, все это оружие имеет некоторые ограничения. Например, мы не можем произвольно управлять этим оружием в момент его применения. Менять ему цели, задачи или домены применения. В частности, чтобы крылатая ракета Калибр успешно поразила цель, эту цель необходимо установить, ее идентифицировать, до разведывать силами Специальный операций и только после этого санкционировать применение оружия. Все это требует значительного времени и привлечения человеческого ресурса. А если потенциальная цель подвижна и ее размеры не позволяют ее выделить и захватить головкой самонаведения на активном участке полета оружия, то технические параметры этих ракет не позволят в режиме реального времени осуществлять коррекцию применения оружия.

А в условиях войн нового и новейшего поколения, все эти ограничения должны быть не то, чтоб сняты, но существенным образом минимизированы. Хотя бы в части привлечения человеческого ресурса.

Тут как бы это странно не звучало, в качестве примера можно привести серию фильмов по комиксам Marvel. Надо отдать должное футуристам Голливуда, они весьма тонко чувствуют нерв технологического развития.

Если кто помнит, в фильме Первый мститель: Другая война, сюжет строился вокруг того, что под эгидой агентства Щ.И.Т. реализовывался проект «Озарение», в рамках которого были созданы воздушные авианосцы, так называемые Helicarrier. По сюжету этого фильма, когда воздушные авианосцы взлетели, за счет спутниковой системы разведки и управления они получили данные и координаты для применения своего оружия в отношении всех противников «Гидры» по всей планете.

Вы скажете, ну это же мультики, фантастика и кино. А я вам отвечу, что это уже реальность нашего дня. Пентагон США уже приступил к реализации проекта по созданию глобальной спутниковой системы разведки, контроля и управления, которая с трех орбитальных эшелонов будет следить за всей нашей планетой. Не только следить, но и создавать технологические условия для интеграции в эту систему глобального оружия нового поколения.

И для нас сегодня вопрос стоит очень просто, будут ли наши Вооружённые силы Российской Федерации через 30 — 40 лет готовы к глобальной конкуренции в условиях формирования технологической среды войн нового и новейшего поколения.

Ну и в заключении этой части хотелось бы отметить, что в Турции прекрасно осознают, что технологий сегодняшнего дня им совершенно недостаточно для конкуренции с великими державами. Они понимают, что с тем технологическим багажом, который у них есть, они не могут подготовить свою армию к войне нового и новейшего поколения и именно поэтому они инвестируют в технологии и производство.

Новые технологии и решения в вопросах безопасности обеспечивают и защищают политические инвестиции в завтрашний день. Надеюсь, это понимает власть и элита в нашем государстве. Вот турки и китайцы это очень хорошо понимают…