Петиция: Отправить в отставку руководителя Департамента культуры Москвы С.А.Капкова

С момента назначения С.А.Капкова на должность руководителя Департамента культуры г. Москвы, ситуация в сфере культуры и искусства начала стремительно и катастрофически ухудшаться. Единоличным решением С.А. Капкова закрываются театры, музеи, библиотеки, детские образовательные творческие учреждения, существовавшие в нашем городе десятилетиями и завоевавшие авторитет у москвичей и гостей столицы. Целые  коллективы высококвалифицированных работников культуры и искусства оказываются изгнанными из профессии, а на их место назначаются люди, чья деятельность вызывает вопросы у специалистов, но угодные лично С.А. Капкову. Все «нововведения» и «реформы», проводимые ныне Департаментом культуры во главе с  С.А. Капковым, происходят без учета экспертного мнения, обсуждения со специалистами и, как правило, вопреки точке зрения, которую высказывают профессионалы. Работники культуры и искусства поставлены в унизительное положение ожидающих своей участи жертв очередного «реформирования», поскольку никакого плана, никакой политики в области культуры Департамент культуры Москвы  не декларировал ни в виде программы, ни в виде плана или иного документа. Абсолютная закрытость принимаемых решений, волюнтаризм и авторитарность стали принципами деятельности Департамента культуры при С.А. Капкове. Все решения об очередном внезапном закрытии, слиянии, реорганизации и т.д. очередного учреждения культуры принимаются исключительно за закрытыми дверями узким и никому поименно неведомым числом лиц. Сами сотрудники и руководители организаций культуры узнают неожиданно для себя и только после того, как решение уже принято. Единственной формой «диалога» при таких отношениях сферы культуры и Департамента остается только борьба с принятым решением. Конфликты, протесты, жалобы во все инстанции давно стали при Капкове дурной нормой жизни творческих коллективов. Экспертные оценки по качеству деятельности учреждений, мнение специалистов о целесообразности или нецелесообразности действий Департамента по отношению к ним, для С.А.Капкова никакой роли не играют. Полное игнорирование голоса общественности и полная непрозрачность деятельности – это стиль нынешнего Департамента культуры Москвы. Само понятие «учредитель», коим юридически является Департамент культуры по отношению к театрам, музеям, библиотекам и т.д., находящимся в городском подчинении, при С.А. Капкове напоминает понятие «абсолютной монархии». Нигде не сформулированы и  ни с кем не обсуждались принципы и цели, ради которых проводятся так называемые «реформы», выражающиеся в целенаправленном уничтожении культурной среды Москвы. Министр культуры  Правительства г.Москвы — руководитель Департамента культуры  Капков С.А. строит свою работу на основе личных представлений, не имея никакого профильного образования в области культуры и искусства. Ни в одном из документов, принимаемых  руководством Департамента культуры  ни разу не говорилосьоб интеллектуальном содержании культурных проектов и мероприятий последнего времени. Облегченные, досуговые, развлекательные форматы повсеместно приходят на смену научной музейной деятельности, профессиональному высокотехнологичному театральному спектаклю, концерту. «Модернизация» библиотек оборачивается ликвидацией книжных фондов и отказом в выделении средств на их пополнение, а места книгохранилищ нанимают интернет-кафе и точки общепита, якобы повышающие популярность библиотек и тягу к чтению среди молодого поколения горожан. Деятельность С.А.Капкова идет вразрез с принципами  политики в области культуры, озвученными Президентом РФ. За время руководства московской культурой С.А.Капковым были «реформированы», уничтожены или поставлены на грань уничтожения (ликвидированы, реорганизованы, лишены здания, закрыты на долгосрочный ремонт, не назначены художественные руководители, недофинансирование, внедрение непрофессиональных работников и руководителей, попустительство при обнаружении нарушений в работе  и др.) следующие учреждения культуры города: Театр им. Н.В.Гоголя, театр им. К.С.Станиславского, Театр на Таганке, Театр им. Ермоловой, театр русской драмы под рук. М.Щепенко,  Центр драматургии и режиссуры,             «Открытая сцена»,  «Школа современной пьесы», театр «Киноспектакль»,              театр «Глас»,  театр А.Р.Т.О. , детский «Театр от А до Я»,  театр кукол на Бауманской,             Московский хор под руководством Минина, театр «Новая опера», Русский балет «Москва»,  театр им. Р.Симонова, ДК «ЗИЛ», Музей Маяковского,  Музей Н.Рубцова, библиотека им. С.Эйзенштейна и др..  В СМИ появилась информация о том, что в ближайшее время предполагается лишить самостоятельного статуса и Музей В.Высоцкого, и Музей М.Булгакова, и Музей М.Цветаевой. Согласно приказу  Департамента культуры №827 от 10 октября 2014г.  реорганизуется  «Москонцерт». Капков С.А. приступил к слиянию в форме объединения детских музыкальных школ,  художественных школ и школ искусств в нарушение федерального законодательства  без учета законных интересов всех участников образовательного  процесса: родителей, учащихся и преподавателей. Московские школы искусств являются основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства страны. Эффективность их деятельности  признана и высоко оценена мировым культурным сообществом, является уникальной и должна быть сохранена как национальное достояние (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 года № 1244-Р). Однако, вместо высококачественных и прекрасно зарекомендовавших себя обучающих, развивающих личность ребенка программ, вместо глубокой профессиональной подготовки детей и формирования и развития их творческого потенциала с подачи Департамента культуры насильно внедряются формы бездумного досуга и развлечения. Так традиционные кружки и секции в  «реформированном» ДК «АМО ЗИЛ» заменены на занятия по «Йо-Йо», распался знаменитый ансамбль «Юный Зиловец», прекратил существование Центр Детского Эстетического Развития, исчезли программы патриотического воспитания подростков. На восстановление разрушенного  потребуются десятилетия. С.А.Капкову оказались не нужны: институт репертуарного стационарного театра, который складывался в России десятилетиями и которым мы оказались интересны остальному миру; традиционные формы художественного и музыкального образования, профессиональные постоянные труппы, музейное дело, библиотекари и педагоги. Место театров, музеев, библиотек занимают однообразные, теряющие профильное направление деятельности, так называемые «многофункциональные культурные центры», на создание которых и перепрофилирование зданий выделяются огромные средства из бюджета города, из кармана налогоплательщика. Однако, коммерческая отдача и рентабельность таких центров, которые якобы поставлены во главу угла, весьма сомнительны. Уже сейчас очевидно, что подобные центры в разы проигрывают в плане популярности у горожан, посещаемости и рентабельности полноценным театрам, музеям, библиотекам. Совершенно очевидно, что вся суть этих «реформ», уничтожающих объекты культуры столицы, вызвана единственной целью – стремление С.А. Капкова сосредоточить в своих руках финансовые потоки, выделяемые государством на культуру. Деятельность Департамента культуры Москвы под руководством С.А.Капкова сопровождается многочисленными случаями нарушения трудового законодательства, ухудшением условий труда работников. В Москве отсутствует четко прописанная нормативная база для принятия решений в области культуры. Многие решения, в том числе связанные с бюджетом, принимаются без обсуждения, и реализуются без принятия нормативных актов, на основании «личных договоренностей».  Никем не учитывается 20-летний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, когда механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования,  не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательному результату, росту социальной напряженности. Так, 24.10.2014г. подписано мэром Москвы Постановление № 619-ПП о новых системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях города Москвы. Департамент культуры города до сих пор не разработал  никакой нормативной базы, но уже предлагает ввести некий «стандарт качества» относительно культуры и искусства.  Тотальное и бездумное применение  нео пр об иров анных практикой, не доказавших своей эффективности  проектов  в   уже привело к разрушению культурной среды столицы и повысило градус социального напряжения в отрасли. Многочисленные обращения  творческих коллективов и работников музеев, библиотек, детских творческих школ в   Правительство Москвы с просьбами остановить разрушительную деятельность С.А .Ка пк ова пока остались без ответа. Культурное сообщество выражало недоверие С.А Капк ову многократно, а именно: на Круглом  столе в Мосгордумы в мае 2013года, на профсоюзной конференции МГТО Российского профсоюза работников культуры в  марте 2014 года, в личных обращениях творческий работников и коллективов театров, библиотек, музеев, ДК, детских музыкальных школ и школ искусств. Немедленная отставка С.А.Капкова, назначение профессионального руководителя после широкого обсуждения с творческим сообществом и с деятелями культуры г.Москвы– единственное средство, способное остановить катастрофическую ситуацию со сферой культуры в Москве.

 

Председатель Совета МОО Вече Дмитрий Михайлов

Член Совета МОО Вече Игорь Манько

Подписать Петицию Мэру Москвы С.С. Собянину «Об отставке руководителя Департамента культуры  Москвы С.А.Капкова» можно на Change.org