Философия кризиса


На этом мероприятии прошла презентация и обсуждение книги Л.Е. Гринина и А.В. Коротаева «Глобальный кризис в ретроспективе: история подъемов и кризисов от Ликурга до Алана Гриспена».
Открыл мероприятие заведующий кафедрой философии Финакадемии, д.ф.н., профессор А.Н. Чумаков. Он выразил благодарность гостям: авторам книги «Глобальный кризис в ретроспективе» Л.Е. Гринину и А.В. Коротаеву. После был утвержден регламент проведения: вначале выступления гостей по 10 минут, затем вопросы и выступления участников. Также было сказано, что мероприятие связано с круглым столом, прошедшим 26 ноября 2009 года «Финансовый кризис: начало или конец? Философская рефлексия», также проведенным кафедрой философии Финакадемии. Тема финансового кризиса очень близка Финакадемии, как ведущему экономическому ВУЗу страны, поэтому обсуждаемая книга очень интересна и полезна для студентов, аспирантов и преподавателей. Далее слово взял д.и.н., профессор Л.Е. Гринин. Указав на неожиданный характер кризиса, он обратил внимание на некоторые его особенности:
1) кризис развивается в эпоху глобализации;
2) особую роль играет финансовый сектор.
Помимо этого, внимательный анализ показывает сходство глобального кризиса с предыдущими «классическими» кризисами XIX-XX вв. Марксистская наука много сделала для исследования кризисов, но постепенно этой теме стало уделяться все меньше внимания, и всем стало казаться, что кризисов удастся избежать.
Почему же современный кризис стал таким острым, таким неожиданным? Профессор Гринин указывает на такие причины, как отсутствие, контроля («анархичность» мировой экономики) и очень быстрый рост, предшествующий кризису. Подобные явления и стали причиной кризиса. Кризис – это реакция на качественный рост, а не на количественный, т.е. любой кризис, так или иначе, связан с новой технологией. Рост экономики в 1,5-2 раза порождает диспропорцию. Чисто экономических кризисов не бывает, любой кризис является ещё и финансовым, собственно, именно этой точке зрения уделялось мало внимания в рамках марксистских теорий.
Основной вывод, который делает профессор Гринин – это необходимость контроля за финансовыми потоками, необходимо канализировать финансовые спекуляции, поскольку запретить их невозможно.
Следующим выступил профессор А.В. Коротаев, который обратил внимание на изучение теорий циклов (Кондратьева, Жугляра). В рамках марксистских теорий изучение циклов Кондратьева не приветствовалось, а изучались именно циклы Жугляра. После падения СССР ситуация изменилась, и изучаться стали циклы Кондратьева, а циклы Жугляра были забыты. В книге делается попытка совместного использования этих теорий, что дает весьма интересные результаты. Авторы считают, что теории циклов должны использоваться совместно.
После выступлений авторов участникам было предложено задавать вопросы. Первый вопрос задал д.и.н., заведующий кафедрой политологии Финакадемии, профессор Я.А. Пляйс: не задумывались ли авторы над тем, что ведущие силы экономики могли избежать кризиса? Всё-таки кризисы изучались, были ли извлечены какие-нибудь уроки? На этот вопрос ответил Л.Е. Гринин, сказав, что «генералы всегда готовятся к прошедшей войне». Кроме этого, каждый кризис есть нечто новое, поэтому, несмотря на все принятые меры кризисы, тем не менее, происходят, потому что всего предусмотреть невозможно. После был задан второй вопрос: может быть, социалистическая модель более предпочтительна, ведь она более кризисоустойчива? Профессор Л.Е. Гринин ответил, что хоть эта модель не лишена достоинств, у нее есть один большой недостаток – отсутствие внутреннего саморазвития. Профессор Коротаев поддержал его, заявив. Что кризис – это не только негативное явление, поэтому абсолютно бескризисное развитие нежелательно.
Следующий вопрос задал к.ф.н., профессор В.В. Васильев: не кажется ли авторам, что нынешняя модель экономики малоустойчива? Не стоит ли ее поменять? И если менять, то как: революционным или эволюционным путем? Профессор Л.Е. Гринин ответил, что замена существующей модели крайне желательна, и некоторые меры предпринимаются. Но глобальный кризис – явление сравнительно новое и малоизученное. Изменения, разумеется, должны быть эволюционными.
На вопрос профессора М.М. Скибицкого, считают ли авторы, что канцлер Германии А. Меркель своими мерами движется к регулируемой экономике, Л.Е. Гринин ответил, что экономика и так в достаточной мере регулируется, и одна Германия регулировать свою экономику не станет, потому что это небезопасно для Евросоюза. Тем не менее, вопросы регулирования стоят остро, и они достаточно сложны.
Аспирантка кафедры философии Е. Силина спросила: «Вы рассматриваете экономический и финансово-экономический кризис, в то время как в заглавии книги стоит глобальный кризис. Уделяете ли Вы главное внимание именно экономической составляющей кризиса?» А.В. Коротаев ответил, что кризис действительно имеет глобальный характер, и хотя политические изменения также могут иметь место, центральное место занимает именно экономический кризис. Л.Е. Гринин заметил, что важна идеология, без которой экономические изменения не будут закреплены.
Далее В.В. Васильев спросил: не кажется ли авторам, что вслед за экономическим кризисом, Запад может потрясти политический кризис, ведь политической системе Запада уже достаточно много лет? А.В. Коротаев ответил, что на его взгляд, политическая система Запада сравнительно молода, и ее трансформации имеют место сейчас и возможны в будущем. Л.Е. Гринин также заметил, что политическая система вполне может измениться. В условиях глобализации демократия слишком сложна, у нее много дефектов. Усиление экономического кризиса вполне способно привести к изменениям в политической системе.
Аспирант кафедры философии М.М. Минигалин задал следующий вопрос: «Вы говорили о контроле над финансовыми потоками. Кто должен осуществлять подобный контроль?» Л.Е. Гринин ответил, что это должен быть какой-нибудь наднациональный орган, не принадлежащий одному государству, дабы избежать разных махинаций и подлогов.
Далее, на блиц-вопрос В.В. Васильева об отношении авторов к исламизации Европы, авторы ответили, что они относятся к этому весьма настороженно. Тем не менее, они считают, что этот процесс в последние годы постепенно замедляется.
Профессор А.Н. Чумаков задал следующий вопрос: является ли формула кризиса универсальной, и как объяснить то, что страны БРИК сравнительно легко пока переносят кризис? Л.Е. Гринин ответил, что в Китае очень сильное регулирование, а большинстве стран 3 мира кризиса ещё нет. Есть версия, что кризис в них просто запаздывает, и они его тоже не избежат.
После вопросов последовали выступления участников. Первым выступал д.и.н., профессор Пляйс Я.А. Поблагодарив авторов за столь масштабную работу, он выразил надежду на продолжение этого исследования, так как проблема, затронутая ими очень важна. Результаты, полученные при основательном и поэтапном исследовании, разумеется, необходимо представлять научной общественности. Предмет изысканий весьма важен, интересны не только причины кризиса, но и его роль, последствия, влияние кризиса на массы ни в чем не повинных людей и все, над чем не так часто задумывается наука.
Кризисы связаны с определенными системами заметил профессор Пляйс – социально-политическими, экономическими, и, очевидно, с недостатками этих систем. Одна из проблем состоит в том, чтобы система понимала свои недостатки и принимала меры к их исправлению. Например: как быстро Запад и другие страны, в полной мере ощутившие кризис, стали предпринимать меры не только на национальном, но и на интернациональном, глобальном уровне? Последовали решения различных восьмерок, двадцаток и т.д. Так что первый момент – это способность систем адаптироваться к новым условиям. Второй момент – это истолкование кризиса не только как реакции на быстрый, качественный рост экономики, но и как столкновение определенного старого, старых производственных отношений, например, с чем-то новым, что стремиться пробиться и занять свое место. Это тоже проблема, проблема старого и нового. Третий момент состоит в определении: кризис – это кризис перепроизводства, или кризис недопотребления? Напоследок, профессор Пляйс вновь поблагодарил авторов, посоветовав связать в своих будущих исследованиях кризис и систему, её способность адаптироваться к новым условиям, избегать кризисов и минимизировать их.
Выступавший дальше д.ф.н., профессор Д.А. Силичев отметил, авторы смешивают понятия «рост» и «развитие». 30 лет после войны были бескризисными. В экономике наличествовали и рост, и развитие, сокращался разрыв в доходах. Добавленная стоимость делилась в пользу заработной платы, нежели в пользу прибыли. Но с 80-х гг. с приходом к власти М.Тэтчер и Р. Рейгана происходит отказ от социального государства и резкий отход в делении добавленной стоимости в пользу прибыли, а не заработной платы. Равенство несправедливо, заявила Тэтчер, и утвердилась идеология сильного. В результате отказа от кейнсианства, последовал только рост, в ущерб развитию. Платежеспособность резко упала. Ипотечный кризис перерос в кризис глобальный, который во Франции так и именуется «кризис неплатежеспособности». Современные западные топ-менеджеры также единым фронтом выступили против закона об ограничении премий. Элита должна извлечь уроки из кризиса, иначе нынешняя «нечеловеческая», экономика, как её называют, не исчезнет. Если уроки из кризиса извлечены не будут, то кризисы будут продолжаться, и будут ещё тяжелее нынешнего.
Следующим выступал д.ф.н., профессор М.М. Скибицкий. Он сказал, что выход такой работы – событие фундаментальное. Несомненный плюс книги – отсутствие апологетики глобализации. Авторы пишут о многих фактах: критике общества потребления, международного разделения труда, стран, которые занимаются исключительно посредничеством и др. Как все это обобщить? Профессор Скибицкий дает следующее определение: «экономика саморазрушения». Также, возвращаясь к вопросу о государственном регулировании, профессор Скибицкий отмечает, что имеется гипотеза о том, что регулирование уже опоздало! Особое внимание в выступлении уделяется экологическим вопросам: пределы роста, теория катастроф и др. Неосторожное квотирование может привести к распаду человеческого сообщества. Но оно необходимо, т.к. антропогенная нагрузка на природу достаточно велика.
В вопросе регулирования экономики М.М. Скибицкий отмечает огромную роль государства, которое является мощнейшим цивилизационным фактором. Государства должны совместно регулировать систему.
Профессор кафедры философии Махаматов Т.М. охарактеризовал книгу, как своевременную реакцию на нынешний мировой финансовый кризис. Оперативность появления этой работы свидетельствует о том, что авторы внимательно следят за процессом социально-экономической эволюции мирового сообщества.
Одним из преимуществ книги Гринина Л.Е. и Коротаева А.В. является диалектическая методология исследования, хоть авторы ее специально и не выделяют. Суть диалектической методологии, как известно, выражается в историческом подходе к объекту исследования, в восхождении от абстрактного к конкретному и в выявлении основных противоречий и прослеживании их динамики.
В самом начале книги авторы выделяют противоречие между экономическим ростом и относительной консервативностью других сфер общества. Согласно авторам, такое противоречие разрешается в форме «спад-перестройка-развитие». Противоречие базиса и надстройки переплетаются с важнейшим противоречием современной эпохи, каковым является, согласно авторам, «противоречие между тягой к мировой и региональной интеграции и национальным эгоизмом, между общественными судьбами и корпоративно-национальной ограниченностью» (с. 290). Разрешение вышеуказанного противоречия авторы видят в формировании новых форм силового и политического центра или центров Мир-Системы. В раскрытии задач и функций этого центра ярко проявляется европоцентризм авторов. «Запад объективно заинтересован в создании такого порядка», — подчеркивают Л.Е. Гринин и А.В. Коротаев, – «который бы зафиксировал некоторые его преимущества институционально. Теоретический выход – вовремя зафиксировать преимущества Запада, институционализировать их, но в то же время не настаивать на абсолютной гегемонии, какая есть сегодня» (с. 297). Комментарии здесь излишни.
В анализе тенденций исторического изменения Мир-Системы у авторов преобладает чисто количественный подход. Умение обнаружить и проанализировать диалектику имманентных противоречий современности Гринин Л.Е. и Коротаев А.В. не смогли довести до понятия перехода количественных изменений в качественные, до раскрытия оснований диалектического отрицания. Эта слабость авторов книги проявляется в их размышлении о мировом лидерстве и в оценке китайской экономики. Надо иметь ввиду, что когда западная экономика впала в рецессию, экономики Китая и Индии лишь сбавили темпы своего роста с 10-12% до 8%! Можно предположить возможность качественного изменения экономики этих стран.
В целом, заявил профессор Махаматов, обсуждаемая книга Гринина Л.Е. и Коротаева А.В. очень интересная, полезная и дает много пищи для размышлений о проблемах современного общественного развития.
Выступавшая далее доцент кафедры макроэкономики Финакадемии Будкевич Г.В. отметила, что авторы обращают особое внимание на глобальное воздействие современного кризиса на мировое пространство. В теоретико-системном смысле сильная система – это такая система, которая превращает входящие в нее части в свои собственные элементы, т.е. выполняет функцию поглощающей системы. Если говорить об экономике начала XXI века, то она утратила это свойство.
Среди многочисленных аспектов современного кризиса отмечаются три основные причины. Первая – диспропорции финансовой глобализации, затем международное разделение труда и, наконец, неуправляемость мировых финансовых потоков. Другими словами, авторы подчеркивают, что основной причиной современного кризиса является финансовый капитал. В условиях кризисной ситуации на рынке макроэкономики финансовый капитал Российской Федерации продолжает быть его основной формой. Финансовому капиталу отдается приоритетный статус, так как он, якобы, является системообразующей и самообновляющей современное общество диссипативной структурой. Хотя в результате структурного перекоса в распределении ресурсов (с 2000 по 2008 вложения в финансовые активы достигли 80% всех инвестиционных ресурсов) финансовый капитал, как основной аттрактор системы, не выполнил своих функций, что послужило одной из основных причин обвала российской экономики.
Главный урок, который Россия должна извлечь из сегодняшней кризисной ситуации состоит в том, чтобы осознать необходимость перестройки финансовой системы в ее финансово-информационную форму, а также использовать длинные кризисы для соответствия мировому вектору развития: модернизации экономики и развития человеческого капитала.
В конце мероприятия гости поделились своими впечатлениями и соображениями.
Л.Е. Гринин отметил необходимость осмысления многих общих замечаний (например, экологической проблемы), которые очень сложны. Совершенно справедливо затронут вопрос социального государства, интересны вопросы исламизации, нового управления и др. Работа в этом направлении будет продолжаться. Затем он выразил огромную благодарность всем собравшимся, признавшись, что он не ожидал такого внимания.
А.В. Коротаев высказал мнение, что в глобальной перспективе быстро растет центр мир-системы, растет разрыв. В последнее время периферия начинает догонять. В конце он поддержал своего коллегу, также поблагодарив участников круглого стола.

Минигалин М.М., аспирант кафедры философии Финакадемии.
Ушакова В.В., ассистент кафедры философии Финакадемии.