Новая индустрия реабилитации инвалидов

Некоторое время назад мне прислали приглашение посетить международную выставку M-Enabling Russia 2016 на которой должны быть представлен весь спектр ассистивных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья и граждан пожилого возраста, которая пройдет с 19 по 24 апреля 2016 года в Москве поддержке Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО».

Основной темой выставки будет вопросы расширения производства продукции для инвалидов и граждан пожилого возраста, технические средства реабилитации инвалидов, доступные мобильные устройства и ПК, носимая электроника и аксессуары для инвалидов и пожилых людей.

А буквально вчера я увидел весьма интересный пост блогера gmorder, который пишет, что Российские роботизированные экзопротезы станут серийными уже в 2017 году.

Как сообщается в заметке блогера, институт электронных управляющих машин (ИНЭУМ) им. И. С. Брука, используя последние достижения в области компьютерных технологий, материаловедения, робототехники, нейрофизиологии, нейропсихологии и нейрореабилитации, планирует запустить серийное производство отечественных бионических роботизированных протезов.

На сайте института – разработчика протеза сказано:

«БИНК – бионическая интеллектуальная нижняя конечность, не имеющая серийно выпускаемых мировых аналогов, обеспечивающая наиболее полное восполнение функций нижних конечностей, утраченных вследствие ампутации. БИНК является первым полностью активно-ассистивным протезом бедра, в котором реализуется синергетический эффект от совместного применения модуля коленного КИМ-21 и модуля стопы КИМ-10»

Вне всякого сомнения, протез БИНК (БИОНИЧЕКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НИЖНЯЯ КОНЕЧНОСТЬ) это передовая разработка отечественной научной и инженерной мысли, но все же полноценно бионическим данный протез назвать никак нельзя. Возможно, это будет очень хороший автоматизированный и даже роботизированный протез, но он не имеет сопряжения с нервной системой человека, а следовательно человек, который будет использовать этот протез не сможет его использовать посредством своей нейрофизиологической деятельности.

Увы, но на сегодняшний день в России для реабилитации инвалидов применяются скорее косметические протезы, нежили протезы позволяющие восстановить функциональные и нейрофизиологические возможности человека. Мне так кажется, что эта весьма неплохая отечественная разработка вряд ли найдет широкое применение в повседневной практике реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и функциональной подвижности.

Но это на самом деле не главная проблема.

На Западе в отличии от России создана целая научно-техническая индустрия, перед которой стоит задача создания таких бионических систем, которые позволят потерявшему конечность человеку остаться полноценным членом общества. А следовательно способному заниматься той повседневной деятельностью, которая присуща любому человеку – работать, служить в армии или полиции, заниматься спортом, путешествовать, заниматься творчеством или наукой. Или другими словами вносить свой вклад в экономику государства и развития общества.

Все помнят историю 53-летнего рабочего металлургического завода в британском Кэмбриджшире Найджела Окланда, которому посчастливилось стать обладателем бионической кисти. Кстати стоимость биомеханической руки Окланда не секрет. На сегодняшний день она составляет 18 тысяч долларов.

Совсем недавно ученые из компании Prensilia (Италия) сконструировали полностью функциональную бионическую руку, которая может управляться  человеческим разумом. Она имеет пять двигателей, свободно функционирующих в пределе 11 градусов. Это позволяет руке работать кончиками пальцев и выполнять поддержку, что вместе с основным жестам подсчета и указывания определяет 80% всех возможных хватательных движений человеческой руки. На данный момент Azzurra – одна из наиболее совершенных автономных роботизированных конечностей.

Например, в США инженеры частного университета Джонса Хопкинса сделали полностью роботизированный бионический протез для жителя Колорадо, потерявшему обе руки в подростковом возрасте…

В интернет полно роликов, которые показывают технологический уровень, на котором уже на сегодняшний день возможна реабилитация инвалидов и Россия, к сожалению, тут снова в роли догоняющего. К слову гарантированная компенсация от Фонда Социального Страхования в случае покупки российским инвалидом подобного протеза как у Найджела Окланда составит всего 98 тыс. руб.

На сайте института электронных управляющих машин (ИНЭУМ) им. И. С. Брука сказано, что БИНК – бионическая интеллектуальная нижняя конечность была создана в рамках ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

Увы, но в этой прекрасной Федеральной целевой программе нет задач социальной реабилитации инвалидов и восстановления их функциональности. Там есть про деньги, есть про рынки, есть про маркетинг, есть про что угодно, но про создание новой индустрии, нового подхода к работе с инвалидами нет ни слова.

Да, в России тоже ведутся подобные исследования, но они носят скорее инициативный характер и не имеют широкой грантовой или государственной поддержки.

На сегодняшний день в Правительстве России, в кабинетах Государственной Думы Российской Федерации нет понимания того, что время, когда еще можно инициировать новую индустрию и волну инноваций может быть безвозвратно упущено.

Очевидно, для государства гораздо выгодней восстановить на 90 – 97 процентов функциональность потерявшего конечности человека, чем до конца жизни содержать социального инвалида.

МОО Вече, ВПП Партия Дела

Владимир Орлов